Безопасности бывает слишком много
Девять железнодорожных вокзалов Москвы обязаны обеспечивать постоянные бесперебойные перемещения жителей и гостей города. Их роль — важнейшая: через Белорусский, Савеловский, Курский и остальные вокзалы ежедневно попадают на работу десятки тысяч москвичей и жителей области. А по вечерам так же возвращаются домой. Автомобили ждут их у дома или на отдаленных парковках. Плюс те, кто едет в аэропорт (и обратно) на вызывающе-алом аэроэкспрессе. Через каждый из столичных вокзалов ежедневно проходят от четырех до двадцати трех тысяч человек.
«Эй, эй, мужчина! А ну-ка, вернитесь! Сумочку на ленту поставьте, я это вам говорю!» Сотрудники ЧОП, работающие на РЖД, ведут себя, как развязные американские копы в сериалах. Причем права на личный досмотр пассажира и копание в их вещах — вдобавок в одиночку и без понятых! — у них юридически нет. Любой адвокат докажет это суду.
Дубинка, шокер, баллончик «перцовки» и надпись желтым «РЖД-охрана» на спине и погончиках — вот портрет «инспектора по досмотру багажа и пассажиров» с зарплатой (информация с сайтов, предлагающих работу) до 40 тысяч рублей. За эти деньги он преет в подпоясанной широким ремнем зимней куртке и мохнатой шапке в тепле помещения. Его работодатель — Московская региональная дирекция железнодорожных вокзалов, структурное подразделение одного из филиалов ОАО «РЖД».
Кто-то там, похоже, вывел для себя аксиому «безопасность важнее пассажира!» Все это началось в 2016 году. Кубок конфедераций — 2017, чемпионат мира по футболу — 2018, «Путешествие в Рождество» и другие праздники приучили охрану РЖД к постоянной жизни в режиме усиленного досмотра багажа и проверок пассажиров. Изначально высшие чины РЖД попросили людей «отнестись с пониманием к временным ограничениям». Видеокамеры, рамки металлодетекторов, грязная лента «черного ящика», сквозь которую ползет бесконечный поток сумок, авосек, рюкзаков, портфелей, саквояжей и прочей ручной клади пассажиров.
Подавляющее большинство усталых людей, которые вынуждены выстраиваться в очереди на досмотр, спешат на работу утром или к семье вечером и с охранниками спорить не хотят. Им бы только на электричку успеть. Но надежда с каждым разом все призрачней. Пока человек пройдет досмотр, затем купит билет, отстояв очередь к аппарату, потом выскочит на площадь, чтобы бежать к нужной платформе, пробежит, поскальзываясь на утоптанном снегу перрона, электричка успеет уйти.
На половине из работающих в Москве вокзалов схема размещения постов безопасности составлена так, что пассажиру приходится два, а то и три раза проходить этот унизительный контроль! Похоже, нам предстоит приезжать на вокзалы за два-три часа, как на самолет. Только не пару раз в год, а дважды в день! «Временное» ограничение незаметно, но очень чувствительно стало постоянным.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции