Гарик Сукачев: Сейчас не существует системы, завинчивающей гайки музыкантам
— Гарик, вы были в числе тех музыкантов, чьи концерты часто отменялись. В последнее время было отменено 30 выступлений рэперов. Система вновь завинчивает гайки?
Не существует системы, которая завинчивает гайки музыкантам. Когда-то она была. Действительно запрещались концерты рок-музыки, но тогда это была государственная политика.
Сейчас ее нет. Хотя на местах полно перестраховщиков. Из групп, чьи концерты были запрещены, мне были знакомы две. Теперь благодаря запретам я познакомился еще с одной.
Поверьте моему опыту, нет ничего более прекрасного для музыканта, чем запрет его творчества. Публика сразу же обращает на это внимание. И дальше уже дело за самим музыкантом.
Но вот кто и по какому поводу запретил выступления рэперов, стоит разбираться. Хотя могло быть и так: один человек запретил, другой тут же взял под козырек, и пошло-поехало. Сегодня владельцы клубов не хотят лишних проблем, так как любой клуб можно закрыть под предлогом запаха табачного дыма в туалете. Но я не думаю, что запреты концертов носят массовый характер. Это какие-то единичные явления. Потому что, если бы это было массовым явлением, мы видели бы зарождение нового андеграунда, контркультуры. В ответ на системную политику сразу возникает новое искусство.
— Год назад вышел фильм «То, что во мне»: вы сели на мотоцикл и проехали Алтай, чтобы взглянуть на эти места глазами Василия Макаровича Шукшина. А как появился замысел фильма «Дом Солнца» о движении хиппи в СССР?
«Дом Солнца» мог бы стать моей первой картиной, но, к огромному счастью, не стал. Я к этому фильму подступался несколько раз на протяжении пятнадцати лет, но меня все время отводило. Видимо, я должен был дозреть, набрать опыт. Изначально это была повесть, написанная Иваном Охлобыстиным. Но конечный сценарий фильма — самостоятельное произведение.
— Особо интересно показана атмосфера сборищ на частных квартирах. Вам хорошо знаком этот мир?
К семнадцати годам я, всю жизнь проживший в Тушине, стал тусить с ребятами из центра и совсем другого круга. Тогда расселялись дома на Тверских-Ямских, в коммуналке одного из них и обосновалась хипповская коммуна, где я впервые встретил знаменитого хиппана Солнце, который потом стал героем моего фильма. Молодежь обменивалась музыкой, интересовалась андеграундом, и разговоры под портвейн могли вестись и об учении Кастанеды, и об «Откровениях Иоанна Богослова».
— Снимать кино дальше не собираетесь?
Мне в театре предложили поставить классическую пьесу. Поэтому сейчас в машине даже музыку не слушаю — мешает; все время думаю, как это можно сделать.
— Бытует мнение, что для того, чтобы быть искренним на сцене, рок-музыканту достаточно перед выступлением принять стакан водки…
А вы предложите выпить спортсмену этот стакан и посмотрите, как он побежит стометровку. Конечно, Россия — страна, которая трепетно и нежно любит пьющих людей, и мне лестно, что меня считают одним из главных ее алкоголиков. К удивлению окружающих — все еще живущих.
Думаю, что когда меня не станет, кто-то обязательно напишет в газете: «Был такой хороший человек, но надо же — спился...»
— В чувстве юмора вам не откажешь. А правда, что вы когда-то принимали участие в проектировании железнодорожной станции Тушино?
Да. Но в этом районе не был уже сто лет. А если говорить о любимых местах Москвы сегодня, то ими являются ее бульвары.
СПРАВКА
Игорь (Гарик) Иванович Сукачев родился 1 декабря 1959 года в деревне Мякинино Московской области (сейчас это район Тушино). Рок-музыкант, певец, режиссер, сценарист. Лидер групп «Закат Солнца вручную», «Постскриптум (P.S.)», «Бригада С», «Неприкасаемые».