В честь 25-летия Конституции прошло совещание учителей
Обсудить тенденции и проблемы образования собрались педагоги из разных регионов страны. Перед ними выступили представители Министерства просвещения, Российского исторического общества, столичных вузов и «Ассоциации учителей истории и обществознания».
Заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина объявила о том, что в честь юбилея Конституции во всех школах стартовал тематический урок.
— С 2005 года мы перешли на новый учебно-методический комплекс по истории России. В 2019 году завершается его поэтапное внедрение. По результатам Единого государственного экзамена будет ясно, насколько успешно прошло преобразование, — отметила Татьяна Синюгина.
Академик Валерий Тишков заметил, что пока еще проблемы с качеством учебников сохраняются. Они не полностью отвечают современности.
— Учебники по обществознанию все еще отстают от правовой мысли, и этот разрыв нужно как можно скорее сокращать, — сказал он.
Валерий Тишков предложил отправить учебники на экспертизу в Академию наук, подключить к исследованиям методистов и самих учителей, которые гораздо лучше разбираются в том, как построить урок.
Чтобы сделать процесс изучения обществознания и истории увлекательнее, эксперты запланировали ряд мероприятий. Доктор исторических наук Института российской истории РАН Юрий Петров анонсировал исторический диктант, который проведут в июне 2019 года.
— Инициатором стал министр обороны Сергей Шойгу. Диктанты по разным областям знаний стали очень популярны в последнее время. Мы решили, что диктант по истории тоже нужно проводить, — отметил он. Еще одно направление, над которым работают в министерстве, — создание качественных книг по истории для широкого круга читателей.
Юрий Петров перечислил несколько из них. Планируется к выходу двухтомник по истории Крыма, история города Севастополя и история России в 20 томах. Над последней серией уже начали работать лучшие ученые, им потребуется около трех лет. Учителя тоже не остались в стороне и подсказали, над чем еще стоит поработать, чтобы школьники лучше учили предмет.
— В течение четверти часто бывает слишком много контрольных и проверочных. Они отнимают большую часть урока, и давать новый материал ребятам учителю просто некогда, — поделился опытом преподаватель лицея Национального исследовательского университета Высшей школы экономики Александр Морозов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Чубарьян, председатель ассоциации учителей истории и обществознания:
— Сейчас существуют две проблемы: вопрос качества и содержания. Во всем мире обсуждают необходимость изменения подхода к преподаванию в средней школе. Во всех странах наблюдается тенденция: школьники выходят с низким качеством знаний. Поэтому профессиональное сообщество продумывает учебники нового образца. Я наблюдаю абитуриентов. Они знают факты, но не умеют ими оперировать. Для многих ребят написать эссе на заданную тему — целая проблема. С этим нужно бороться. Если закрыть глаза и ничего не менять, то это приведет к стагнации знаний.