Самому массовому фотоаппарату в мире исполнилось почти полвека
Перым стал Айдас Пикиотас:
— «Смена» впервые была выпущена в Ленинграде до войны. Эта карболитовая камера была копией американского Bantam от фирмы Kodak. А вот послевоенная «Смена» — это действительно настоящее детище советского фотопрома. И начало большой легенды...
Советские так называемые «мыльницы» оказались на голову выше зарубежных конкурентов по техническому уровню пары «объектив/затвор». Например, тот же Kodak выпускал всякие примитивные «мыльницы».
А советская «Смена» подкупала иностранных фотолюбителей качеством оптики, низкой ценой и экзотичностью — это же фотоаппарат из Страны Советов! 25 лет тому назад я начал коллекционировать «Смены» и был уверен, что через год-полтора в моей коллекции будут все представители этого замечательного семейства. Так и случилось, но только с серийными образцами.
Исследуя эволюцию этого большого семейства, я узнал, что рядом с серийным производством разрабатывалось большое количество опытных образцов, которые по разным причинам так и не дошли до конвейера. И именно эти образцы фотоаппарата «Смена» дают нам точное представление о направлениях и о техническом уровне фотографической промышленности СССР.
Сегодня могу признать, что тогда был достаточно наивным... Четверть века активных поисков, а у меня в коллекции и сейчас не хватает нескольких редких представителей семейства. Но при этом я все-таки хотя бы держал их в руках, так что это не легенды какие-нибудь...
Довоенная «Смена» вышла не очень большим тиражом, зато послевоенная стала настоящим массовым фотоаппаратом. Всего было выпущено 12 модифицкаций — от «Смены-1» до «Смены-9». На закате СССР было выпущено еще две модели — «Смена-35» и «Смена-19». Тираж — несколько десятков тысяч штук.
Как сообщили в Музее истории Ленинградского оптико-механического объединения (ЛОМО), в ЛОМО бережно хранят память о прошлых достижениях.
Другой коллекционер фотокамер, москвич Яков Титов, отмечает высокое качество оптики у всех фотокамер семейства — если сравнивать их со шкальными фотокамерами других производителей: — Основная продукция ЛОМО предназначалась для военных нужд. А сырье было одинаковым. И если западные производители устанавливали в свои любительские аппараты пластиковые линзы, то ЛОМО — только оптическое стекло высокого качества. К сожалению, все три «Смены» похожи друг на друга. Отличает их крайняя надежность и ремонтопригодность — фотоаппарат, если он поломался, можно починить при помощи маникюрных ножниц.
Самая редкая — «Смена-5». Единственная камера, оснащенная навинчивающейся на корпус блендой, у нее не было футляра: предполагалось, что фотолюбители будут носить ее на наплечном ремне. Выпущено их было совсем немного.
Главным конструктором «Смены» был Александр Степанович Федотов. Перед ним стояла непростая задача — сделать камеру максимально дешевой и максимально надежной.
«Это от начала до конца — плод достижения советских конструкторов, — сказал «Вечерке» представитель Музея ЛОМО Лазарь Залманов. — Список камер можно дополнить еще «Сменой-Символом», «Сменой-СЛ» (она заряжалась специальными кассетами по системе «Рапид» — где пленка перематывалась не за перфорацию), но были еще и опытные разработки».
Снимать «Сменой-8М» очень просто. Наводка на резкость — по шкале символов: портрет, групповой портрет, пейзаж. Установку заветной пары — выдержка/диафрагма — не составляла труда: конструкторы советовали диафрагму привязать к чувствительности пленки. А вот выдержку — по символам погоды: солнце, солнце в облаках, облака, дождь — для продвинутых пользователей на нижней части камеры давались значения — от 1/15 до 1/250 и В.
Но был у «Смены-8М» и существенный недостаток. Работа затвора никак не была связана с перемоткой пленки. При забывчивости на один кадр можно было снимать бесчисленное количество раз — у неопытных любителей так часто и получалось. Другая особенность — поскольку у камеры видоискатель никак не был связан с объективом, юные фотографы часто забывали снимать крышку с объектива...