Школа преткновения: что стоит за желанием дать детям идеальное образование
При выборе школы родителям в первую очередь важно рационально оценивать отзывы других о конкретном учебном заведении, поскольку «сарафанное радио» и ажиотаж, скорее всего, повредят в этом выборе.
Непросто придется тем, кто решил, что ради учебы в конкретной школе можно пожертвовать комфортной дорогой, отказавшись от учебного заведения в шаговой доступности. Если в школу рядом с домом ребенка обязаны принять, то ради какой-то конкретной школы вне округа придется терпеть ежедневные неудобства в виде ранних подъемов и долгой дороги. В ход идут не только ночные очереди, но и липовые прописки, дипломатия, уговоры и километры нервов.
Министр просвещения России Ольга Васильева не поддерживает желание многих родителей отдать своих детей в школы, ставя на первое место высокие рейтинги школы и при этом не считаясь с территориальным фактором. Об этом она заявила «Российской газете»:
— Многие считают, что возить первоклассника через весь город, поднимать его в шесть утра, оставлять на полный день, а вечером опять стоять с ним в пробках, мягко говоря, неприемлемо. Я во многом разделаю эту позицию.
Заслуженный учитель России, преподаватель магистратуры учителей словесности при ВШЭ Евгения Абелюк считает, что, говоря о приоритетах, важно разделять начальную школу и выпускные классы:
— Некоторое время назад у лицеев и гимназий были отобраны эти названия, они стали просто называться школами, это часть общей политики, я думаю. Мне моих собственных детей действительно не хотелось водить куда-то далеко, когда выбирают школу для будущего первоклассника, больше всего считаются с расстоянием от дома до учебного заведения, все-таки родители не безумны, если у них нет возможности подвозить детей.
В разговоре с корреспондентом «Вечерней Москвы» Евгения Семеновна подчеркнула, что для родителей важен первый учитель, а в старшей школе совершенно другие приоритеты:
— Профильные школы, так называемые элитные, создают для учащихся очень хорошие условия: не столовая в нашем обычном понимании, а кафе, бассейн внутри здания или суперлаборатории или мастерские. Есть профильные школы, в которых продумана программа, позволяющая дать образование не только общее, но и целенаправленно обеспечивают знания по определенному профилю.
Заслуженный учитель России отметила, что старшеклассники сами в праве решать, в какой сфере они хотят развиваться, и сейчас немало детей, которые уже в школе понимают, какую профессию хотят получить.
— Они не только понимают, но и целеустремленно идут по этому пути, получают образование. Такие дети могут и должны ехать в профильные школы, несмотря на расстояния. Я сама, не спросив родителей, пошла на собеседование и поступила в филологическую школу №16 при МГУ, тогда как мои одноклассники пошли во вторую математическую школу. Ни одного дня в своей жизни я об этом не жалела.
Мать двоих детей, москвичка Елена Земцова считает, что для маленького ребенка действительно очень важно создать комфортную, безопасную образовательную среду, помочь адаптироваться к школе.
— Но комфортные условия обучения отнюдь не сводятся к пешей доступности школы! Когда родители выбирают учебное заведение и останавливают свой выбор на той или иной «престижной» школе, они смотрят не только на рейтинги. Важно, чтобы в школе был адекватный директор, человеческое отношение к детям (мы все знаем, что на самом деле с этим в наших школах большие проблемы), хорошее питание и все остальное, что нужно маленькому человеку, который проводит в стенах учебного заведения как минимум половину дня (если не считать группу продленного дня).
Женщина считает, что выбор школы «вслепую» только из-за того, что она находится ближе всего к дому, похож на игру в русскую рулетку: может быть, повезет, а может — и нет.
— Далеко не все родители готовы играть в эту игру со своими детьми, и поэтому в ход идет и сарафанное радио, и рейтинги, и любая другая доступная информация о школах, которая поможет сделать хороший выбор. Понятно, что для государства не очень удобна такая ситуация, когда в одну школу стоят очереди, а другая пустует, но тут скорее надо работать не с родителями, а с той самой школой, в которую почему-то не идут, несмотря на то что она рядом с домом.
У родителей первоклассников и старшеклассников должны быть совершенно разные приоритеты, считают эксперты. Если ребенок должен привыкнуть к новой школе без дополнительного стресса и долгой дороги туда и обратно, то старшеклассник может пожертвовать комфортом, если профильная школа даст ему знания, недоступные в школе, условно находящейся через дорогу.