Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Осип Мандельштам: Священная жертва

Развлечения
Долгие годы поэзия Осипа Мандельштама (15 января 1891 — 27 декабря 1938) была скрытым резервуаром, откуда щедро черпали сюжеты, ритмы, мысли многие поэты позднего советского времени. Вдова Мандельштама Надежда Хазина отказала в праве на публикацию его поэтического наследия советской власти, погубившей ее мужа. Поэтому массовый читатель смог приобщиться к творчеству одного из лучших русских поэтов двадцатого века лишь спустя десятилетия после его смерти.


К Мандельштаму в полной мере можно отнести знаменитые пушкинские строчки: «Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон.../ ...И меж детей ничтожных света, быть может, всех ничтожней он». Это признавали и современники, оставившие воспоминания об Осипе Мандельштаме. Редко в ком гениальная прозорливость, философская глубина, исключительное знание и понимание музыки как «атомов бытия», из которых складывается окружающий мир, божественная наполненность творчества сочетались с неприятным характером, житейской неопрятностью (не любил отдавать долги, не следил за порядком в доме, как попало одевался, грубил, обижал даже искренне стремящихся помочь ему людей).

Но при всем этом не приспособленный к жизни, всюду опаздывавший и всё путавший Мандельштам отличался сверхчеловеческим обаянием и юмором. Когда в голодное революционное время Николай Гумилев одолжил ему (тому не в чем было ходить) свои штаны, Мандельштам заметил, что когда он надевает эти штаны, то становится каким-то другим — мужественным и решительным — человеком. А когда в тридцатых годах их с женой везли в ссылку на грузовике и водитель по пути подсадил в кузов лесорубов, один из которых оказался в красной рубахе, Мандельштам шепнул жене, что «казнь будет какой-то петровской».

Осип Мандельштам: Священная жертва Поэт Осип Мандельштам, 01.02.1925 / Фото: РИА Новости

Угрюмую и злобную жизнь в Петрограде двадцатых годов он оживлял интеллектуальными, как сейчас принято говорить, играми, определяя, какой у кого из его знакомых «коэффициент встречаемости». Кстати, этот коэффициент, но уже самого Мандельштама, оказался весьма высок в творчестве Иосифа Бродского, Арсения Тарковского, Беллы Ахмадулиной, Давида Самойлова, не говоря о сегодняшних поэтах.

Актом самоубийства, не имеющим отношения к поэзии, назвал Борис Пастернак знаменитое стихотворение Мандельштама о Сталине: «Мы живём под собою не чуя страны, / Наши речи за десять шагов не слышны...» Он был прав, что это самоубийство. Но не прав в том, что стихотворение не имеет отношения к поэзии. Всего в двух строчках поэт поставил точнейший диагноз советской эпохе, которого она ему, конечно же, простить не смогла.

Разбиравшийся в поэзии Сталин пощадил Пастернака и Ахматову, но не стал этого делать в отношении Мандельштама, наложив в середине тридцатых резолюцию на его «дело»: «Изолировать, но сохранить».

Николаю Бухарину удалось смягчить сердце вождя. Поэту разрешили вернуться из ссылки. Но к этому времени сам Бухарин превратился во «врага народа» и «бешеного пса».

Один из руководителей Союза писателей СССР Владимир Ставский обратился к сталинскому наркому товарищу Ежову с просьбой «решить вопрос с Мандельштамом». Ежов, памятуя о проявленном Сталиным интересе к поэту, решил вопрос по тем расстрельным временам весьма умеренно. Мандельштаму дали пять лет трудовых лагерей. Вынести их психологически и физически сломленный, больной человек, естественно, не смог. Он умер во время эпидемии тифа в пересыльном лагере под Владивостоком, прожив в заключении всего одиннадцать недель.

Жизнь Мандельштама стала одним из бесчисленных «атомов бытия», исчезнувших в пасти «века-волкодава». Стихи Мандельштама стали вечными «тугими парусами» русской и мировой поэзии двадцатого века.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.