Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Опыт есть: проректор РЭУ имени Плеханова — о бизнес-проекте вместо диплома

Общество
Опыт есть: проректор РЭУ имени Плеханова — о бизнес-проекте вместо диплома
На фото: проректор по развитию РЭУ имени Г.В. Плеханова Дмитрий Штыхно / Фото: Официальный сайт РЭУ имени Г.В. Плеханова

С 2019 года Минобрнауки планирует распространить практику защиты бизнес-проекта вместо обычной дипломной работы на все учебные учреждения страны. Выпускники нескольких российских вузов уже сейчас сдают собственный стартап для демонстрации квалификации. «ВМ» побеседовала с проректором по развитию РЭУ имени Г.В. Плеханова Дмитрием Штыхно, где уже долгое время будущие предприниматели имеют возможность предоставить комиссии бизнес-проект для аттестации.

- Дмитрий Александрович, как давно в университете применяют практику, схожую с тем, что хочет внедрить Минобрнауки? Как появилась идея о том, что это необходимо?

- Идея о том, что можно попробовать засчитывать студенческие стартапы вместо выпускных квалификационных и дипломных работ, была высказана на заседании президиума Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию в мае 2017 года. Однако зачет стартапов за диплом – это не отдельная инициатива Министерства науки и высшего образования, а одно мероприятие из целого комплекса, набавленного на развитие предпринимательства в России. Практика, схожая с этой, применялась в нашем университете с самого его основания, когда в 1907 году коммерсанты и промышленники создали учебное заведение, целью которого как раз и было развитие коммерции и предпринимательства в России. Возобновлена эта практика была в 1990-е годы, когда начали появляться образовательные программы, направленные на подготовку предпринимателей. Наибольшего развития эта практика получила с открытием специализированного факультета бизнеса «Капитаны», учебные программы которого предусматривают создание студентами собственного бизнеса уже в процессе обучения.

- В чем специфика этих работ и чем они отличаются от обычных?

- Такие работы, как правило, выполняются в команде, на защите присутствуют действующие или потенциальные инвесторы и иногда бизнес-партнеры, да и сами преподаватели таких программ, входящие в состав комиссии, часто являются владельцами своего бизнеса.

- Может ли «бизнес-проект» полностью заменить и вытеснить дипломную работу, став обязательным условием аттестации?

- Полностью заменить как один из вариантов - может, то есть стартап может быть зачтен в качестве выпускной квалификационной работы, именно таким и было поручение Правительства. Но «вытеснить», то есть стать единственной формой, конечно же, не сможет по объективным причинам: далеко не все студенты по окончании обучения сразу становятся предпринимателями. Как правило: от 2 до 5 процентов в течение года после выпуска.

- В бизнес-проекте совсем нет теоретической части?

- Теоретическая часть по-любому присутствует в работе, поскольку в некотором смысле планы работы предприятия (маркетинговый, финансовый, производственный и т.п.) содержат определенные предпосылки, предположения, и составить их без обоснования подходов к разработке и планированию не получится. Другое дело, что у таких работ пропорции между теоретической и практической частями могут быть иные, но это уже дело каждого вуза решать, как составлять методические указания по дипломному проектированию в форме стартапа.

- Как вы думаете, имеют ли те студенты, которые защитили такую работу преимущество при поиске работы?

- Не думаю, что такие студенты имеют существенное преимущество, поскольку далеко не всем работодателям нужны предпринимательские навыки сотрудников. Есть специфические направления – технологическое предпринимательство, прежде всего в IT-сфере, конверсия ОПК, социальное предпринимательство, в которых такие навыки востребованы. Но большинству работодателей все-таки нужны рабочие руки и головы, а не те, кто способен самостоятельно развивать бизнес. Такие люди, как правило, все-таки идут в предпринимательство, пусть и не собственником бизнеса, но одним из партнеров.

- Способен ли студент сделать такую дипломную работу самостоятельно или это исключительно деятельность, рассчитанная на команду? Меняется ли роль научного руководителя в таком случае?

- Скорее всего, это командная работа, как и в реальной жизни, но вполне возможно, что именно один студент из потока занимается конкретным бизнесом, а его партнеры не являются студентами этого же вуза. В таком случае на защиту студент выходит все-таки один, хотя и представляет результат труда команды. Ему предстоит четко объяснить, в чем заключается его роль в этом проекте.

- Есть ли в других странах подобный опыт?

- Конечно, такой опыт есть в других странах, где развитию предпринимательства уделяется очень большое внимание. Такое примеры есть и в США, и в Великобритании, и в Германии. Вообще сама идея «предпринимательского университета» в значительной степени основана на том, что университет инкубирует собственные бизнесы своих студентов и сотрудников. Это очень популярно на программах MBA, куда поступает много предпринимателей, и именно на основе своего бизнеса они разрабатывают конкретный проект по его развитию. В России в некоторых вузах также применяется такой подход, поскольку формального запрета на такую форму диплома нет, но и типовых методических рекомендаций тоже пока нет, каждый вуз самостоятельно их разрабатывает. В нашем университете по некоторым направлениям тоже принимают стартап в качестве дипломной работы. В числе успешных проектов наших выпускников — детский университет робототехники, оптовый магазин овощей и фруктов, детский фэнтези-лагерь и антикафе.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.