Чудеса на виражах: как корреспондент «ВМ» осваивал экстремальное вождение
Современные иномарки крутятся на льду, как фигуристы. Зрелище это завораживает.
— За рулем современного автомобиля от водителя требуется очень немного — обозначить рулем направление движения и нажать газ или тормоз, все остальное делает автоматика, — рассказывает менеджер-инструктор автошколы противоаварийной езды Виктор Тишаков.
С навыками управления автомобилем, попавшим в непредвиденную ситуацию, дело обстоит как с шахматами — выучить, как ходят фигуры легко, а вот чтобы научиться играть, необходимо потратить время и усилия. Главное тут — не импровизировать!
— Если есть какая-то площадка, то можно покрутиться на ней и самостоятельно, однако следует помнить, что неправильные действия человек так же хорошо усваивает, как и правильные. И чтобы это не вышло боком, лучше выяснить у инструктора, как надо, — продолжает Виктор Тишаков.
Всем известна рекомендация — необходимо поворачивать колеса в сторону заноса. Но, как говорится, «суха теория, мой друг…»
Время приступить к практическим занятиям. Меняемся местами с инструктором, и я сажусь на место водителя. Моя задача — имитировать занос. Итак, газ почти в пол, стрелка спидометра ползет вверх, и, когда оранжевый дорожный конус оказывается примерно на два часа, начинаю правый поворот. Машина перестает слушаться руля. В одно мгновение происходит столько, что разум не успевает среагировать, а рефлексы включиться. Если бы машина находилась на дороге, последствия могли быть самыми плачевными. Но мы на автодроме размером больше футбольного поля, поэтому инструктор рядом спокоен.
— Это нормальная ситуация. Типовая ошибка, которую делают 99 процентов тех, кто пытается вывести машину из заноса. Часто бывает, что на машинах с передним приводом люди машинально отпускают педаль газа, а делать этого как раз не стоит. И что интересно, они уверены, что ничего не отпускали, а, наоборот, прибавили, — объясняет инструктор.
Теперь место за рулем занимает он.
— Опытные водители говорят, что обычно «улетают» или разворачиваются после третьего качка». А из заноса можно и нужно выйти с первого.
Автомобиль разгоняется, инструктор легким движением бросает его в занос и столь же легко выходит.
Машину качнуло из стороны в сторону только раз, и вот она снова едет прямо.
— Говорят, что для коробки-автомата делать такие упражнения вредно. Это один из распространенных мифов. Авто на механике и на автомате хорошо и без ощутимых последствий справляются с такими маневрами, — продолжает Виктор Тишаков, а сам тем временем вращает машину вокруг сигнального конуса, как ножку циркуля. Сам он бывший спортсмен.
— Есть еще один миф, будто автогонщики, которые участвовали в ралли, на дорогах общего пользования ездят быстро и достаточно опасно. Это не так. За счет большого наката по самым разным покрытиям спортсмен может быстро сориентироваться и выбрать скорость на 10–20 километров в час ниже той, на которой машина становится неуправляемой на льду или скользкой дороге, — говорит Виктор Тишаков и снова нажимает на газ. Автомобиль несется по снежному полю.
Кроме этого, Виктор рекомендовал зимой переобуваться все-таки в шипованную резину. Даже если автовладелец редко выезжает за пределы столицы, где дороги в основном чистят, никто не застрахован от внезапного попадания на лед.
— И вот тут преимущества шипованной резины вдруг проявят себя очень ярко, — говорит инструктор.
Он снова бросает машину в занос, поднимая вокруг снежную пыль.
В этот день на автодроме шли индивидуальные и групповые занятия. Водители учились контраварийно управлять своими авто. За рулем некоторых из них были дамы.
— Стоит развеять еще один миф. Женщины за рулем более самокритичны и гораздо охотнее учатся, тогда как мужчины обычно думают, что все умеют и так.
Мы прощаемся с инструктором-менеджером Виктором Тишаковым. И еще часа два мне кажется, что правая нога чувствует педаль газа.