Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Надо ли получать права, чтобы кататься на самокате?

Надо ли получать права, чтобы кататься на самокате?

«Вечерка» выяснила, что ждет рынок труда в 2019 году

Общество
«Вечерка» выяснила, что ждет рынок труда в 2019 году
В сложные времена люди опасаются покидать насиженные рабочие места, да и наниматели персонал предпочитают прореживать, а не набирать / Фото: https://pixabay.com
Сменить работу хотят сейчас 7 профессионалов из 10. «ВМ» разбиралась, насколько оправданы их надежды на вакансию мечты и что ждет рынок труда в 2019 году.

Как минимум 69% профессионалов в ушедшем году задумывались о смене работы. Такие данные приводит международная рекрутинговая компания Hays, которая провела подробное исследование отечественного рынка труда.

Причины банальны: смешная зарплата (37%), а также невозможность профессионального (15%) или карьерного роста (13%). При этом чуть меньше трети жаждущих перемен вовсю ходили на собеседования, а 43% особо не активничали. 76% респондентов (на 4% больше, чем в прошлом году) сообщили, что в течение года по разным соображениям отказывались от предложений.

Тоже по вполне стандартным причинам: четверти не понравилась будущая зарплата, 17% решили, что способны на большее, чем от них ждут, 14% не устроили условия труда. Жажду заполучить профи демонстрируют сейчас и работодатели. Примерно треть из них заявила, что найти таких год от года становится все сложнее, а 78% чувствуют, что в ближайший год столкнутся с трудностями подобного рода. Чтобы удержать уже работающих в компании спецов, 61% работодателей подняли сотрудникам зарплаты, правда, без фанатизма — в среднем на 10–20%.

Курс на диалог

Как сделать так, чтобы предложение нашло свой спрос (и наоборот)? Как минимум — знать, что готовит наступивший год трудовому фронту. А там, по прогнозам экспертов, особых взбрыков не ожидается: бурного роста не будет, но и глубоких пике вроде тотальных сокращений или повального закрытия предприятий не предвидится, что по нынешним временам уже вполне сойдет за стабильность.

Довольно оптимистично смотрят на обозримое будущее и профессионалы рынка. Так, по данным известного кадрового сервиса HeadHunter, в ушедшем году работодатели разместили на портале на 42% больше вакансий, чем годом раньше, активничали и соискатели (плюс 19%), и это хороший знак: в сложные времена люди опасаются покидать насиженные рабочие места, да и наниматели персонал предпочитают прореживать, а не набирать. Сейчас же, подсчитали в НН, увеличивать штат планируют 46% компаний, и лишь 3% думают о сокращениях. Схожие сведения и у Hays: 42% думают о пополнении штата, 3% будут его сокращать.

— Периоды массовых сокращений мы наблюдали года три назад, когда только-только разразился кризис, компании еще толком не понимали, как с этим жить, и были вынуждены резко ужимать все свои затраты, объясняет Екатерина Александрова, старший консультант отдела кадрового консультирования HR-агентства ManpowerGroup. — Сейчас эта тенденция снижается, сокращения случаются разве что при слиянии предприятий, и даже в этом случае высвобождение носит скорее точечный характер — например, когда в новой структуре не хватает места для старых должностей.

Иными словами, в 2015-м большинство компаний сократили всех, кого только можно — настолько, что оставшихся теперь стараются холить и лелеять.

— Перед работодателями сейчас стоит другая задача, — продолжает Екатерина, — не только сохранить тех, кто работает, но обучить новым профессиональным навыкам, чтобы они могли успешно справляться с теми задачами, которые ставит рынок. Все большее число компаний вкладываются в развитие сотрудников и карьерный диалог с ними, чтобы повысить их заинтересованность в работе, потому что без этого производственные показатели фирмы, к сожалению, сильно снижаются. 

Машинное время

Кого же сейчас в первую очередь зазывают на работу мечты? Менеджеров по продажам, торговых представителей и продавцов-консультантов. В ушедшем году треть вакансий, размещенных на портале HH, касались именно этих позиций, причем их количество стабильно растет (прирост 2018-го — плюс 20%). Второе место — у «синих воротничков» (13% вакансий), тут спрос практически взрывной — плюс 205% к 2017 году. «Бронза» — у представителей ITсферы и инженеров. Не хватало в этом году сотрудников в медицине, фармацевтике, страховании и консультировании (на одну вакансию отправлялось в среднем 1–1,6 резюме).

— Что касается айтишников, то специалисты, связанные с разработкой программного обеспечения, были востребованы всегда, — говорит кадровый консультант. — И наступивший год не станет исключением. У этих людей и зарплаты гораздо выше, чем в среднем по рынку, и борьба за них между компаниями часто идет нешуточная. С «продажниками» все тоже очевидно. В любой компании это подразделение одно из самых элитных, так как от них напрямую зависит благополучие всего предприятия. Но вместе с тем сейчас активно пересматривается сам подход к продажам: по нашим наблюдениям, в ближайшие годы на вес золота будут продавцы-эксперты, которые умеют строить контакт с клиентом, понимают его потребности и в связи с этим могут ему предложить не просто стандартную транзакцию, а более продуманное и осмысленное решение. Вплоть до того, что даже — ради сохранения установившихся с клиентом отношений — посоветует каких-то других партнеров…

Московский рынок труда несколько отличается от общероссийского: у нас тоже самые востребованные — специалисты по продажам (29% всех вакансий HH), на втором месте — сфера информационных технологий, интернет и телеком (19%), а вот третье — у маркетинга, рекламы и PR (10%). Дальше — ноздря в ноздрю — идут администраторы, строители и эксперты по недвижимости, производственные специальности и вакансии для студентов (у всех — по 8%). По 7% предложений приходится на бухгалтеров и счетоводов всех мастей, транспортников и логистиков, а также банковских служащих и людей, понимающих в инвестициях и лизинге.

А вот сложнее всего с поиском новой работы — у высшего менеджмента. На job-порталах на одну такую вакансию приходится как минимум 12 резюме, так что «топам» кадровики советуют либо снизить претензии при поиске работы, либо поменять вектор деятельности, либо — при наличии сработавшего «золотого парашюта» — подождать у моря погоды. Хотя дожидаться ее, судя по всему, можно долго.

— Там, где большие зарплаты, драка за место была всегда, — объясняет Риорита Колосова, завкафедрой экономики труда и персонала МГУ им. Ломоносова. — Подсиживания, интриги, доносительство, прочие несимпатичные отношения сопровождали эти управленческие должности испокон веков — читайте классиков литературы. Так что никакой Америки тут никто не открывает, и вряд ли ситуация внезапно кардинально изменится. Но есть у высокой топ-конкуренции и другие причины.

— В прошлом году действительно со своими должностями расстались много руководителей высшего звена, — отмечает Екатерина Александрова. — Это было связано и с экономией фондов зарплаты на конкретных предприятиях, и с общей ситуацией на рынке труда, экономика которого серьезно меняется. От менеджеров требуются новые компетенции, умение работать в условиях неопределенности, которая нарастает с каждым днем, способность быстро перестраиваться, в любых условиях находить контакт со своей командой. Те, кто может вживаться в новую роль, как правило, остаются развивать компанию дальше. Те, кто не в состоянии приспособиться, вынуждены искать новую работу.

«Вечерка» выяснила, что ждет рынок труда в 2019 году Людям обещают повышение квалификации, профессиональную переподготовку и трудоустройство с зарплатой не ниже, чем на предыдущем месте работы / Фото: Екатерина Якель, «Вечерняя Москва»

По-прежнему высока конкуренция среди юристов (в среднем 8,8 резюме на одну вакансию), госслужащих, работников искусства и развлечений (по 8,2 резюме), а также у бухгалтеров, финансистов и экономистов (7 резюме). С госслужащими понятно: постоянная индексация зарплат, вожделенная стабильность и всевозможные плюшки в виде премий, пенсий и соцпакетов сделали их рабочие кресла одними из самых теплых. Расцвет искусств и развлечений — реалии более тучных времен. А вот юристам и бухгалтерам портят жизнь новые технологии:

— В этих профессиях рядовые, рутинные функции, связанные, например, с заполнением каких-то типовых форм или консультированием по стандартным ситуациям, отдаются на откуп компьютерным программам, — объясняет Александрова. — Наиболее заметно это в крупных банках, где такая автоматизация высвобождает целые службы. Например, задачи, над которыми раньше трудились сто человек, сейчас успешно выполняет один бот.

Впрочем, большинству конкуренция с роботами пока не грозит. По оценкам экспертов, на рынке труда лишь 5% всех должностей могут полностью заменить роботы, остальные 95 предполагают наличие человека. Так что не роботы будут прореживать профряды, а скорее страсть работодателя к росту показателей.

— Недавно был запущен национальный проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости». В этом году он должен охватить 20 регионов страны, — говорит Риорита Колосова. — А рост производительности, как вы прекрасно понимаете, всегда связан с высвобождением трудовых ресурсов. Потому что наши работодатели испокон веков имели запас рабочей силы, никто никогда не работал на грани жесткой необходимости. И если мотиваторы, которые заложены в этой программе, будут восприняты работодателем, начнется высвобождение кадров.

Упомянутую производительность планируют поднимать техническим перевооружением предприятий, автоматизацией, роботизацией и прочими «-ациями». Стимулировать будут разнообразными налоговыми льготами, приоритетами в инвестировании и тому подобными заманчивыми ништяками.

Ну а чтобы прогресс, который (тут не поспоришь!) действительно необходим, не обернулся бунтом против машин, та же самая программа предусматривает поддержку людей, которых они все-таки заденут. Им обещают повышение квалификации, профессиональную переподготовку и трудоустройство с зарплатой не ниже, чем на предыдущем месте работы.

Поколение легкости

Ближайшие годы обещают усугубить еще одну тенденцию на рынке труда. К 2025 году он на 75% будет состоять из миллениалов — людей, окончивших школу в 2000 году. И работодателям придется к этому приспосабливаться. Ведь карьера у поколения Y не в приоритете. По данным соцопросов, большинство из них на первый план ставят интересы семьи и личные увлечения, предпочитают иметь любимую работу с небольшой зарплатой, чем получать кучу денег на ненавистной, а также хранят верность только идеальной, с их точки зрения, компании (да и то недолго, так как жажда новизны рано или поздно все равно заставит их сменить место службы).

Получается, работодателям придется либо превращать компании в работу мечты, либо бесконечно закрывать бреши, пробитые легкими на подъем миллениалами, либо заполнять их людьми предыдущего, более усидчивого, поколения. С последним, кстати, у большинства серьезный затык.

В ушедшем году HH провел для московского Департамента труда и соцзащиты исследование кадрового рынка для возраста 45+. Как выяснилось, именно Москва оказалась в авангарде возрастной дискриминации (эйджизма, по-научному): 32% отказов соискателям 45+ из-за даты рождения (против питерских 19% и региональных 25%); 2,8 приглашения на одно резюме (против региональных 1,8); 73% уверенных в существовании эйджизма (в регионах — 65%).

— Сложно оценивать эту статистику, — говорит Риорита Колосова. — Ведь неизвестно, являются ли все эти отказы по возрасту системой или суммой частных случаев. Знаю одно: все можно исправить. Какое-то время назад была тенденция не брать на работу женщин с малышами — предрассудки нанимателей на эту тему по большей части удалось переломить. Думаю, что получится и в этом случае. Наступление на репутацию работодателей, которые унижают людей (например, формирование антирейтинга с указанием конкретных фамилий и компаний), система наказаний (вплоть до серьезных штрафов) и мотиваций, другие меры стимуляции рано или поздно сделают свое дело. Ну и переобучение кадров, конечно. Как поступили немцы, которые, кстати, «стареть» начали гораздо раньше нас? Они структурировали свой рынок труда по предпочтительным возрастам — какие вакансии больше подходят молодым, какие пожилым. И на рабочие места, которые могут занимать как те, так и другие, ставят, доучивая, возрастных людей. В общем, все эти кадровые проблемы уже проходили другие страны, и вряд ли нас тут будут ждать какие-то трудности.

Магия арифметики  

Если увеличить на 1% минимальную сумму, за которую человек согласен начать работать, это приведет к росту фактической зарплаты (+ 0,25%) на новом месте, установили российские экономисты. Понятно, что минимальная сумма зависит от доходов на последней должности, длительности поиска работы, а также от пола (мужчинам нужно на 40% больше) и возраста (студенты и пенсионеры часто соглашаются на зарплату на 10% ниже рыночной).

Работа мечты

— В США ищут ответственную пару для житья на острове в заливе Сан-Пабло (Калифорния). Нужно управлять маяком и маленькой гостиницей, работающей четыре дня в неделю. Жилье и еда предоставляются. Зарплата — 10 833 доллара в месяц. Отбор кандидатов начнется в апреле.

— В Минске нужен профессиональный зритель. Обязанности: просмотр сериалов (8 часов в день), анализ и выставление рейтинга. Зарплата — 500 долларов.

— Британской дипмиссии требуется смотритель на крошечный остров Лиху в проливе ЛаМанш. Нужно блюсти порядок, ремонтировать дом и водить экскурсии на развалины монастыря. Зарплата по результатам собеседования.

КСТАТИ  

Продуктивнее всего работают те сотрудники, чьи столы находятся у окна. По мнению ученых, естественный свет лучше регулирует сон, улучшает настроение и производительность. Все дело в серотонине — гормоне счастья, который выделяется под действием солнечных лучей.

СПРАВКА

До 2011 года старейшей действующей компанией в мире считался японский отель «Хоси», открытый в 717 году и работающий уже 13 веков. Однако потом рекордсменом признали гостиницу в городке Хаякава. Ее основали в 705 году, и все это время фирмой владеет одна и та же семья (сейчас — уже 52-е ее поколение).

Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.