Воскресенье 17 февраля, 03:02
Ясно + 1°
Город

Татьяна Минеева: Проектному мышлению можно и нужно обучать

Председатель Общественного совета при Департаменте образования города Москвы, вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Татьяна Минеева
Фото: Сергей Киселев / АГН "Москва"
Председатель Общественного совета при Департаменте образования города Москвы, вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Татьяна Минеева
Фото: Сергей Киселев / АГН "Москва"
Московские школы участвуют в многочисленных городских просветительских проектах, знания ребята получают теперь не только в школах, но и в вузах, научных организациях, театрах и музеях, городских парках и высокотехнологичных предприятиях. Новые технологии прочно обосновались на всех уровнях образования, сама программа обучения приобрела характер личностно-ориентированной, в школах представлены ранняя профориентация и профессиональная направленность обучения. Москвичи побеждают на всероссийских и международных олимпиадах школьников.

Система образования столицы фигурирует в первых строчках мировых исследований качества образования, проекты «Московская электронная школа» и «Медицинский класс в московской школе» вошли в сотню главных мировых инноваций. В жизни школы активное участие принимает широкая общественность, от учащихся и их родителей до профессионалов из разных сфер деятельности.

Сегодня мы говорим о работе Общественного совета при Департаменте образования города Москвы с его председателем, вице-президентом Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Татьяной Минеевой.

— Расскажите, пожалуйста, об Общественном совете при Департаменте образования города Москвы. Представители каких сфер деятельности входят в его состав?

— Наш общественный совет — это площадка, которая объединяет 25 профессионалов в области образования, здравоохранения, юриспруденции, культуры, представителей общественных организаций, руководителей профессиональных сообществ. Когда я возглавила общественный совет два года назад, я поняла, что для того чтобы внедрить те проекты, которые мы задумали, дотянуться до каждого родителя, каждого ученика, нужна некая надстройка. И я предложила создать экспертный совет при общественном совете, куда сейчас входит 200 специалистов не только московской системы образования, но и федерального уровня. В составе есть депутаты Государственной думы, есть члены Общественной палаты Российской Федерации, есть московские депутаты, а также общественники, представители бизнес-сообщества. Важно то, что в это дело поверили эксперты, члены общественного совета и начали подключать широкую общественность: детей, родителей, директоров школ. С образовательными организациями у нас налажено особое взаимодействие, наиболее активно уже включились в работу более 300 школ Москвы, в которых мы проводим мероприятия, привлекаем к нашим проектам и экспертной оценке, и, конечно, мы всегда рады новым инициативам.

— Какие направления деятельности стали основными на данный момент?

— Мы двигаемся по двум направлениям. Во-первых, у нас есть восемь комиссий по различным вопросам: профориентационной работе, охране здоровья, образованию детей с ограниченными возможностями, культурным и социальным коммуникациям, развитию государственно-общественного управления, качества образования, связям со СМИ. В процессе работы комиссии формируются предложения по развитию столичной системы образования, которые учитывают мнение родителей, детей, директоров школ. Во-вторых, у нас ведется проектное направление.

— Поговорим о проектной деятельности. Какой наиболее масштабный проект общественного совета можно отметить?

— Самый яркий проект, который вырос из московских рамок и шагает по стране — уже 10 регионов подсоединилось, — это «Prof. навигация». Профориентация детей сейчас проходит широко, московский Департамент образования много делает для этого. Думаю, профориентация нужна прежде всего для того, чтобы ребенок мог попробовать себя в различных профессиях на действующих предприятиях. В рамках проекта «Prof. навигация» мы вывозим учеников 5–11-х классов на предприятия, в реальный сектор экономики. Они смотрят, как устроено производство, пробуют себя в профессии и потом понимают, к примеру, что для них лучше выбрать тот или иной профильный класс.

— В столице для школьников работает направление «Финансовые и предпринимательские субботы» в рамках проекта «Субботы московского школьника». А непосредственно в московские школы предприниматели заглядывают только лишь как родители?

— Нет, не только, конечно. Мы во многих школах проводим уроки «История успеха», на которых состоявшиеся бизнесмены рассказывают о своем жизненном пути. Дети интересуются, задают вопросы.

— Для того чтобы начать свое собственное дело, нужно иметь особый тип мышления. Это врожденный дар или можно этому научиться?

— Предпринимательские наклонности могут рано проявляться. Благодаря профориентационному проекту «Prof.навигация» мы выявили уже много таких ребят, и у нас даже образовалось молодежное сообщество единомышленников «Клуб молодых предпринимателей». Но, безусловно, проектному мышлению можно и нужно обучать. Так появился проект «Начни дело». Прошло уже два потока бизнес-акселерационных программ. Детей, которые хотят заниматься своим бизнесом и не знают как, но у них есть идея, мы учим проектному мышлению, даже выдаем небольшие гранты на создание своего дела. Ребята не просто получают возможность реализовать проект, но и сотрудничают с наставником, специалистом в какой-либо конкретной сфере деятельности. Наши наставники приближают тот результат, о котором ребенок только мечтает. В прошлом году дети, которые прошли проект «Prof. навигация», успешно поступили в вузы, теперь они сами стали наставниками и учат младших ребят.

Поучаствовав в проектах, дети стали отчетливее понимать, для чего лично им нужна в школе математика, для чего русский язык Фото: Андрей Эрштрем, "Вечерняя Москва"

— Среди проектов только те, что связаны с капитализацией идеи, или социальная сфера тоже охвачена?

— Не все дети «заточены» на получение прибыли. Очень много появляется социальных проектов. Один из проектов был поддержан правительством Москвы. Это проект девочки Алины «Заметно лучше». Она в интернете популяризирует фотографии «до и после»: какой улица была до, какой стала после появления парка, либо школу разукрасили в какой-то цвет, либо дома можно просто убраться. Этот проект меняет мышление людей, особенно детей. Это отличный проект, однако это не бизнес-идея. И вот вместе с этой девочкой, победительницей нашего конкурса «Начни дело», проект «Заметно лучше» широко шагает по Москве. Это настоящий социальный проект. Алина сама его придумала. Таких детей мы обязательно поддерживаем.

— Каким образом ваша деятельность, деятельность общественного совета в целом повлияла на успехи системы московского образования, а значит, и учеников за последние годы?

— Не могу сказать, что из-за участия в проектах школьники стали лучше учиться или сдали ЕГЭ. Но то, что, поучаствовав в проектах, дети стали отчетливее понимать, для чего лично им нужна в школе математика, для чего русский язык — это точно. Например, математика поможет посчитать прибыль, русский язык — создать описание и красивую упаковку для товара, а рисование — создать презентацию. И можно лучше донести свою идею до инвестора или наставника. Ребята более осознанно относятся к тем предметам, которые иногда им не нравятся. Проектная деятельность направлена на то, чтобы подключить все то, что они изучают в школе, привлечь к этому внимание. И все это пойдет в копилку в их взрослой жизни. Они уже с 13-14 лет начинают это понимать. А хорошие результаты ЕГЭ помогут поступить в тот вуз, в который они планируют.

— А как ребятам поверить в необходимость получения знаний, если в некоторых интернет-блогах, телепередачах рассказывают истории успеха такого рода — «был двоечником, стал миллионером»?

— Да, это целая проблема. Очень многие дети, слушая и читая видеоблоги, телепередачи, различные издания, узнают информацию об известных личностях, которые добились какого-то результата во взрослой жизни, при этом учились в школе на двойки. Это абсолютно ложный посыл. Мы стараемся сломать этот стереотип. Сколько создано сегодня для московских школьников, нигде нет таких потрясающих условий для получения знаний, развития способностей. И нужно пользоваться всеми этими возможностями, дополнительным образованием, профильными классами.

— Российские регионы обращаются к общественному совету за опытом?

— Коллеги из регионов наслышаны о московских показателях, успехах столичного образования последних лет, могут легко найти необходимую информацию на открытых интернет-ресурсах. Но они также обращаются в общественный совет, начали приезжать на наши заседания потому, что нигде, ни в одном регионе России нет такого, как в Москве, грамотно выстроенного сотрудничества между общественностью и чиновниками, работающими в сфере образования.

Председатель Общественного совета при Департаменте образования города Москвы, вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Татьяна Минеева
Фото: Сергей Киселев / АГН "Москва"

Новости СМИ2

Все мнения
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER