Школьный курс«Духовно-нравственная культура»
Уже несколько лет различные православные организации пытаются доказать, что в школьную программу необходимо ввести новый предмет – «Основы православной культуры», чтобы учить молодое поколение нравственности и духовности. В поддержку ОПК они даже собрали более 100 тысяч подписей в Москве и Московской области. Поскольку с «Основами» пока не выходит, Совет православных молодежных организаций Москвы совместно с представителями Государственной думы и столичной творческой интеллигенции (отдельных ее представителей) выступили с другим предложением: ввести в программу средних общеобразовательных заведений курс, который будет называться «Духовно-нравственная культура». Название, конечно, другое, но суть та же: дать детям представление о культурологических и нравственных основах мировых религий. По мнению членов Совета, новый предмет должен включать в себя (на выбор) материал об основах православной, мусульманской, буддистской, индуистской, иудейской культур. Решать, какую именно религию станут изучать школьники, предстоит их родителям. В общем, Россия в очередной раз пытается сделать как на Западе. В Германии, Франции основы религий изучаются только при письменном согласии родителей. Правда, там это однозначно факультатив. А для тех, кто не верит ни в Иисуса, ни в Буду, ни в Мухаммеда, есть абсолютно атеистический культурологический курс. К сожалению или к счастью, авторы предложения пока определились только с названием будущего курса. Ни о его содержании, ни о том, кто станет его преподавать, они на данный момент ничего конкретного сказать не могут. Разве что, по словам секретаря Совета православных молодежных организаций Москвы Вадима Квятковского, вести уроки духовно-нравственной культуры должны люди светские, но хорошо знающие особенности мировых религий, то есть ученые-религиоведы и культурологи. Где взять их на тысячи школ нашей страны совершенно непонятно (не спасут, наверное, даже выпускники семинарий, который вскоре будут получать дипломы гособразца и смогут преподавать в школах). Также остается открытым вопрос, как много детей действительно захотят изучать такой предмет. 100 тысяч подписей в поддержку ОПК еще не гарантия, что каждый, ответивший положительно, захочет, чтобы его ребенок имел еще один дополнительный час в и без того перегруженной учебной программе. И самое главное. ОПК потому и до сих пор не введены в учебные заведения, что не все так просто с сочетанием «школа–религия». Светское общество потому не готово к введению подобного предмета, что в нашей стране церковь отделена от государства, следовательно, и от школы тоже. Кроме того, рискованно рассчитывать, что кто-то посторонний сможет заложить в твоего ребенка нравственные основы. Это все-таки должна делать семья.