Приход на Большой Никитской
[b]Где самое татьянинское место в нашем городе? Наверное, у многих москвичей есть свой вариант ответа. Это может быть и роддом, где появилась на свет чья-то дочка Танюша, и укромный уголок бульвара, где молодой человек объяснился в любви своей будущей супруге Танечке…[/b]Но есть в столице Татьяна, место нахождения которой известно большинству если не горожан, то уж, во всяком случае, студентов, преподавателей и сотрудников МГУ. Я имею в виду храм Святой мученицы Татианы – приходскую церковь МГУ в ранге патриаршего подворья на Большой Никитской улице.Почти 10 лет минуло с того дня, когда дом № 1 по Большой Никитской освободил студенческий театр МГУ. За эти годы здание преобразилось: на фронтоне мозаикой выложена огромная икона мученицы, над кровлей вознесся бронзовый крест, а над входом с Большой Никитской восстановлен красивый зонт – архитектурная деталь, защищающая прихожан и просто прохожих от непогоды.Кроме того, почти с любой точки Манежной площади снова видны аршинные буквы “СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ”, которые некогда большевистская власть заменила на политкорректный лозунг “Наука – трудящимся”.А что за жизнь протекает внутри, за тяжелыми дубовыми дверьми? Вместо бюста Ломоносова на парадной лестнице теперь тут большая икона покровительницы храма. Впрочем, Михаила Васильевича на приходе чтут: его никуда не сослали, а всего лишь переставили в большой зал на втором этаже, где некогда располагалось театральное фойе. Особенно же сильно за минувшее десятилетие изменилось главное храмовое помещение. Там, где располагались подмостки, снова алтарь; лицедейские маски, символизировавшие четыре жанра древнегреческого театра, уступили место иконам евангелистов; купол же превратился в уходящее ввысь звездное небо… – Хорошо известны свидетельства современников о праздновании Татьянина Дня до революции. Все студенты университета утром стягивались сюда на литургию, а потом расходились по окрестным кабакам, где целовальники заранее предусмотрительно убирали скатерти, и гудели до следующего утра.[b]-Происходит ли нечто подобное сейчас? [/b]– спрашиваю у настоятеля храма мученицы Татианы протоиерея Максима Козлова.– Слава богу, сейчас не существует обязаловки, этакого православия на уровне “обозначения”. Теперь можно идти в кабак хоть в восемь утра, но есть студенты, которые совершенно добровольно приходят к нам утром 25 января именно на праздник святой Татьяны (что, конечно же, не означает, что они не могут после службы выпить вина или даже водки).[b]– Десять лет – срок для приходской общины по нынешним временам не маленький.Стал ли храм своим для университета?[/b]– Не считая церкви при Академии художеств в Санкт-Петербурге, наш храм стал первым домовым храмом при российском вузе. И самым главным нашим достижением я считаю преодоление непонимания того, зачем вообще МГУ нужен свой храм. Ведь поначалу, в 1994 году, задачей представлялась замена театра на музей МГУ. А уже в виде приложения к музею виделась церковь без регулярных служб, куда несколько раз в год по большим праздникам можно было приглашать Патриарха.[b]– Ректор Садовничий стал православным человеком?[/b]– На этот вопрос лучше меня ответит сам Виктор Антонович. От себя скажу: люди меняются. И вот на Пасху 2003 года делегация московских властей посещала Гроб Господень. Из Иерусалима самолет в Москву вернулся поздно ночью, но первым местом, куда из аэропорта направился ректор, стал именно наш храм в центре Москвы. И в самый разгар праздничной службы от привезенного Виктором Антоновичем Благодатного Огня зажглись сотни свечей в руках верующих… [b]– Мы беседуем под аккомпанемент детского пения. Но малыши, которым принадлежат эти голоса, конечно же, не учатся в МГУ…[/b]– В основном это дети пап и мам, которые познакомились и связали жизнь узами брака во время учебы или работы в МГУ. Дело в том, что уже пять лет в нашем храме действует Школа духовного пения. Сейчас музыкой (в основном, конечно, церковным пением, но не только – преподаются и вокал, и фортепиано) тут занимается почти сотня ребят разного возраста – от студентов до нулевого класса. У меня иногда создается впечатление, что у нас не школа при храме, а наоборот: по воскресеньям днем не найдешь места, откуда бы не был слышен детский хор! [b]– Отец Максим, а почему, собственно, небесная патронесса МГУ – Татьяна?[/b]– Официально принята следующая легенда: императрица Елизавета Петровна подписала Указ об учреждении первого университета в России именно 12 января 1755 года, и с тех пор святая Татиана, память которой празднуется в этот день, “отвечает” за московский университет. Говорят еще, будто церковь посвятили Татьяне в память матери графа Шувалова, курировавшего на высшем уровне в первые годы все университетские дела. Для меня же покровительство святой Татианы мистично: за студентов молится святая девица, не побоявшаяся принять за Христа самые ужасные страдания и смерть.Интересный факт: в разных церквях столицы сейчас служат примерно шесть десятков священников – выпускников МГУ. Каждый год на Татьянин День они приходят в домовый храм своей альма-матер, и престольный праздник проходит действительно в кругу единомышленников. А еще в приходе татьянинского храма очень много Татьян. Они и в хоре поют, и финансами заведуют, и за свечами присматривают, и священнические облачения стирают и гладят. Случайно ли это? Кто знает… Святая мученица Татиана родилась в Древнем Риме. Достигнув совершеннолетнего возраста, она решила проводить жизнь в девстве и целомудрии. Когда был убит своими же римлянами нечестивый царь Антоний Гелиогабал, на престол возвели юного шестнадцатилетнего отрока Александра. Сам Александр не преследовал христиан, но его наместники повсюду разослали повеление, чтобы галилеян (так называли христиан) всюду понуждать поклоняться римским богам, угрожая им в случае неповиновения лютыми мучениями и даже смертью. В то время и святая дева Татиана была схвачена язычниками и приведена в храм Аполлона. Ее хотели принудить поклониться этому идолу. Она же поклонилась истинному Богу, и вдруг произошло землетрясение: идол Аполлона упал и разбился на части, обрушилась также часть храма и придавила многих язычников и жрецов. Дьявол, обитавший в идоле, с громким криком и рыданием бежал от того места, причем все слышали вопль его и видели тень, пронесшуюся по воздуху.Тогда нечестивые повлекли святую деву на суд и мучения.Сначала они стали бить ее по лицу и терзать очи ее железными крючьями. На другой день судья приказал обнажить святую и бритвами резать ее. Затем ее крестообразно распростерли на земле и долгое время били жезлами, так что мучители изнемогали и часто сменялись. При этом они изнемогали, заявляя, что им кто-то наносит удары железными палками. Наконец, девять из них умерли, а остальные упали на землю еле живыми.На следующее утро девушку привели в цирк и выпустили из клетки страшного льва, но свирепое животное не коснулось святой. Лев ласкался к ней и покорно лизал ей ноги. Когда же льва хотели было увести обратно из театра в клетку, он внезапно устремился на одного знатного сановника и растерзал его. Судья, не зная, что еще сделать с Татианой, изрек ей смертный приговор, и святая была усечена мечом. Вместе с ней казнили отца ее, ибо узнали, что и он христианин.