Вчера ночью состоялся концерт группы «АукцЫон»
«Внутри собаки – жуть и мрак». Так пел бессменный фронтмен группы «АукцЫон» Олег Гаркуша: экстравагантный, сотканный из контрастов и именно из них чудесным образом извлекающий неистовую гармонию. Вчера ночью на клубной рок-площадке «Б1-Maximum» состоялся концерт команды, во многом определившей становление российского рока. Это было первое выступление в традиционном российском составе группы после долгого перерыва. «Девушки поют»: в Нью-Йорке, Москве и Киеве …В апреле нынешнего года, как известно, в том же клубе прошла презентация нового альбома «АукцЫона», увидевшего свет после более чем 10летнего перерыва. Но тогда коллектив выступил в несколько ином составе: кроме традиционной команды (Леонид Федоров – стихи, музыка, вокал, Олег Гаркуша – стихи, танцы, вокал и Ко – еще шесть российских музыкантов) в апреле на сцену вышли также американские авангардисты инструментального рока – гитарист Марк Рибо, клавишник Джон Медески, саксофонист Нед Ротенберг и трубач Френк Лондон. Последний, кстати, сыграл особую роль в жизни группы: именно он стал инициатором записи нового альбома «АукцЫона» в Нью-Йорке в этом «интернациональном» составе. Этот новый альбом группы называется почему-то «Девушки поют», хотя поют и играют на сцене исключительно парни. Впрочем, про девушек в названии альбома – отдельный разговор: видимо, это особый акцент богатого сценического антуража, сопутствующего этой новой пластинке. В эксклюзивном интервью перед концертом Олег Гаркуша сразу же опроверг распространенное ныне суждение, что «АукцЫон», мол, «распался» 10 лет назад, а сейчас вновь «объединился» для записи нового альбома и концертов. Ничего подобного, утверждает Олег, музыканты «Аукциона» просто были задействованы в других проектах. Что совершенно естественно, особенно для такой креативной и «незапрограммированной» команды. Потом альбом «созрел» и вот увидел свет. Сначала в Москве и в Питере, потому что, говорит Олег, здесь проверенная аудитория, много фанатов и среди молодежи, и из числа тех, кто слушал группу еще 20 лет назад. Ну а что касается эмоциональной реакции, рассказал Гаркуша, то самый удивительный зрительский отклик группа получает в Киеве. Просто фантастическое созвучие сцены и зала! Мудрый шут Впрочем, фанатам 80-х сейчас, пожалуй, не узнать прежний «АукцЫон». Какова же она, достаточно неожиданная яркая стилистика нового альбома и что самое главное в новой концертной программе группы? Новый «АукцЫон» – скоморошеский, шутовской, какой-то кликушеский и ведический. Яростно, отчаянно и в то же время даже отстраненно проповедующий свою собственную, новую рок-культуру. Прецеденты были во всех формах искусства. Это и фантасмагория небывалых образов и событий, пейзажей и антуражей у литератора Владимира Сорокина, диковинные образы и сюжеты которого трудно, в свою очередь, не сравнить с гоголевскими фантастическими персонажами. Это и стилистика музыкальных и пластических монологов Петра Мамонова – с его группой «Звуки Му» и без нее. Это и артистические экзерсисы Валерия Золотухина – в «Бумбараше» и не только. Это и тонкое многоярусное плетение драматургической и эмоциональной ткани в «странных», почти мистических спектаклях Камы Гинкаса в МТЮЗе… Была ли «фанера»? За соседним с нами столиком молодые люди заинтересованно, на спор обсуждали другую проблему: пел ли сегодня «АукцЫон» под «фанеру»? И если да – то в какой степени? Выигравших не оказалось: к общему знаменателю так и не пришли, хотя доводы о том, что довольно интенсивный звук не всегда соответствовал артикуляции солистов, были не лишены оснований. Более интересными, правда, показались другие выводы «клубящейся» молодежи: в выступлениях нынешнего «АукцЫона» столько театра, действа – причем какого-то первобытного, мистического, отсылающего к истокам, – что в данном случае, возможно, и «фанера» оправданна или, во всяком случае, извиняема. Многие тусовщики отметили и еще один момент: группа неожиданно выступила на этой вечеринке также в качестве… тапера. В ходе концерта «АукцЫона» на двух установленных у сцены экранах не просто мелькали кадры «оживляжа». Стильно смонтированные черно-белые киносюжеты действительно возвращали публику во времена немого кинодейства «под музыку». Что придало вечеринке особый шарм.