Новый импульс туристического сервиса

Общество

Мы частенько повторяем: «Москва не сразу строилась». Это относится и к новой эпохе жизни Белокаменной как столицы государства Российского. Город решает бесчисленное количество разнообразных проблем. И как-то за ворохом задач столица несколько подзабыла о туризме. Нет-нет, мы имеем в виду не тот романтический туризм, который «за туманом и за запахом тайги». Москва – город с 860-летней историей и богатейшими традициями. Казалось бы, она должна стать чуть ли не Меккой для путешественников – наряду с Парижем, Лондоном, Мадридом. Готова ли Первопрестольная соответствовать представлениям о туризме на уровне ХХI века? Об этом корреспондент «ВМ» беседовал с депутатом Московской городской думы от фракции «Единая Россия», членом комиссий МГД по городскому хозяйству и жилищной политике и экономической политике и предпринимательству Михаилом БУЯНОВЫМ. – Михаил Александрович, до сих пор многие горожане туризм ассоциируют только с отдыхом, поездками к морю или в горы. А ведь в действительности это колоссальный мировой бизнес. Бюджет Лондона на 70% формируется за счет туризма. Бюджет Москвы – лишь на 8%! Как же так? – Москва – город реального сектора экономики. Бюджет столицы формируется за счет работающих предприятий и различных сфер деятельности. А вот о туризме мы вспомнили, пожалуй, несколько поздно. Недавно, кстати, в городе принята программа повышения международного авторитета и формирования положительного образа Москвы. Весьма своевременно. Но ведь имидж – понятие всеобъемлющее. Не последнее место в его повышении играет способность города обеспечить качественное туристическое обслуживание. Ведь кто, как ни гости столицы, смогут рассказать за рубежом о Москве. Встретят их хорошо – и рассказы эти будут радужные. Останутся недовольны, и это наверняка отразится на информации о нашем мегаполисе. Вы посмотрите, как изменилась столица в последнее десятилетие. Город стал другим. Я помню, какими были десять лет назад столичные магистрали. Но дороги уже стали качественно иными. Сформировалась совсем другая сфера обслуживания. Вспомните наш ненавязчивый сервис. Теперь, например, система общественного питания приспособлена и для студентов, и для бизнесменов – для всех слоев общества. Посмотрите, насколько благоустроенной стала Москва, ее улицы и дворы. Летом и осенью она утопает в цветах, чего никогда не было. Совсем недавно в вечернее время столица освещалась довольно скудно. А сейчас как красиво подсвечены московские улицы, затейливо, с выдумкой. Но вот как-то я разговорился с молодым человеком – коренным москвичом. Он мне сказал: «А ведь красоты Москвы, ее своеобразного облика пока не видно. Наш город пока не сумел показать себя во всей своей гордой красе». И я вынужден был с ним согласиться. Во-первых, на улице чрезмерное количество наружной рекламы, этих огромных уличных стендов. Есть определенные перегибы в формировании ее архитектурного облика. В середине 90-х годов стали вырастать как грибы после дождя палатки, торговые домики. Они загораживали станции метро, фасады зданий, потом со временем вдруг «превращались» в стационарные здания. А снести их теперь достаточно сложно. Мы за последние 15 лет пережили настоящий строительный бум. Проезжаю по городу, отмечаю: да ведь это здание еще вчера выглядело таким неухоженным, обшарпанным, серым и тусклым. А сегодня его уже привели в надлежащий вид. Погибающая в руинах жемчужина русского зодчества – резиденция Екатерины II в Царицыне – возрождена усилиями московского правительства за два с небольшим года. – Знаете, я живу неподалеку от этих бывших царских развалин и вижу, как старую обновленную резиденцию штурмует молодежь. Ребята выстаивают в огромных очередях, чтобы попасть в музей! В свой выходной. Иностранцы появились в Царицыне – ходят, изумленно качают головами. – Вот видите! Нужно судить по делам. А критиковать всегда легче, чем заниматься делом. Мы видим, как постепенно начинает формироваться сувенирная промышленность в городе. Стали появляться вывески на латинице. То есть исподволь все-таки Москва возводила фундамент, на котором можно построить здание современного туризма. Но! Начну с малого. Я подсмотрел в Голландии: там устроены велосипедные дорожки, трассы для катания на роликах. А у нас даже в парках этого нет. Хотя еще в конце позапрошлого века в районе нынешнего стадиона «Динамо» была выделена специальная площадка для велосипедистов. Вы спросите, причем здесь туристы? А притом, что в этом деле нет мелочей. Вернее, инфраструктура туризма состоит из множества самых разных крупных и мелких деталей. Москве прежде всего следует создавать те заповедные уголки, которые можно и нужно показывать иностранным гостям, не знакомым с нашей историей и культурой. Считаю, необходимо принять специальную городскую программу. Путешественник приезжает в туристические центры Европы или Северной Америки, и там ему всегда доступны карты, на которых показаны основные достопримечательности данной местности. И видно, что это готовые пешеходные зоны. Туризм! Это и реклама, и пункты питания. И общественные туалеты, в конце концов. – В Минске на всем протяжении проспекта устроены общественные туалеты, причем стерильной чистоты. А в Москве таковых, увы, нет. И куда бедному туристу-Робинзону податься? – Верно. У нас в городе туалеты исчезли. На углу Неглинной и Кузнецкого Моста всю жизнь был общественный туалет. Сейчас там развлекательный центр. Сходить в туалет, помыть руки – для туриста это само собой разумеющийся атрибут городской инфраструктуры, примета нормального сервиса. В передвижные домики-будки, заменившие стационарные туалеты, туристы ходить не будут. Они этого сервиса не поймут. Мы живем в ХХI веке. Что это за выгребные ямы? Такие будки позволены для летних кафе, не более. Эти вопросы надо решать. А транспортная составляющая? Надо делать специальные стоянки и разворотные круги для туристических автобусов, чтобы показать город во всей его красе. В том же Лондоне, например, ходят открытые двухэтажные туристические автобусы. Какая панорама города открывается! Надо осваивать для туризма и Москву-реку. Но не будут же иностранные туристы платить деньги за поездки на устаревших речных трамвайчиках? В Санкт-Петербурге, например, появились современные небольшие прогулочные суда. У нас таких нет. В городе действует программа по созданию водного такси. Но этого мало. А программы по развитию водного туризма пока нет. Ворота столицы – аэропорты. Приезжаешь – и проблемы начинаются уже при сходе с трапа самолета. Паспортный контроль приезжие проходят по полтора-два часа! Зачем туристам эти прелести нашей экзотики? Что, нельзя устроить специальные кабинки для пропуска гостей города и подготовить девушек-прапорщиков в достаточном количестве? А таможня? Еще одна проблема. А как добраться иностранцам из аэропорта в центр столицы? Сейчас создается соответствующая транспортная инфраструктура. Но кто же о ней поведает иностранцу, не владеющему русским языком? – А гостиницы? Разве они отвечают критериям, к которым привыкли привередливые иностранные гости? – О, это очень серьезная проблема. В Москве заполняемость гостиниц, во всяком случае, класса 3 , – 80 процентов. То есть они работают на износ. Отели должны заполняться не более чем на 70–75 процентов, потому что современному отелю нужно постоянно проводить множество ремонтных и профилактических работ. Гостиницы – это комфорт, порядок, респектабельность. В Москве действует программа, согласно которой к 2010 году город получит 353 новых отеля. Всего их будет более 500. Но ведь в Париже 1700 гостиниц. То есть надо догонять. Между тем есть проблемы, связанные с особой позицией Мосинвестконтроля, возражающего против выделения земельных участков под строительство отелей на бесконкурсной основе. И опять уходит дорогое время на разбирательства, доказательства. Ведомство исходит из благих побуждений, но в результате тормозится очень важный процесс. В конце концов, туризм – это весьма перспективная сфера экономики. И Москва должна зарабатывать с ее помощью. Создавать новые рабочие места. Нам надо привлекать к развитию туризма и малый бизнес. Это важно. Я наблюдал в Праге, как востребованы небольшие частные гостиницы – уютные, почти домашние. А кафе, таверны, бистро. И это дело малого бизнеса. Знаю одно маленькое туристическое бюро. Оно проводило экскурсии, посвященные московским конфессиям. С посещением мечетей, православных храмов. Гиды рассказывали о московских диаспорах. И такой туризм нужно развивать, вкладывать деньги. Да Москва просто переполнена всевозможными «интересностями» для приезжего человека. Скажем, Москва – архитектурная. Или литературная. Представьте, как можно было бы обыграть хотя бы знаменитый «нехороший» булгаковский дом – «героя» бессмертного романа «Мастер и Маргарита». Или же Москва – купеческая. Это тоже огромный и примечательный исторический пласт жизни нашего мегаполиса. Вот видите, нам есть над чем работать. – Что-то тормозит этот процесс? – Я бы не так поставил вопрос. В столице чувствуется огромное желание наверстать упущенное. Но это довольно сложно. Программа по строительству гостиниц действует. Но ведь туристская инфраструктура – это не только гостиницы. Очевидно, следует принимать соответствующую – отдельную – городскую целевую программу. Тогда дело пойдет активнее. Кстати, МГД приняла решение о создании рабочей группы по развитию гостинично-туристического бизнеса. – Вы коренной москвич. Какой уголок города хотели бы восстановить вы таким образом, чтобы он стал доступным для массового туризма? – Не буду оригинальным. Я очень люблю Замоскворечье. И оно начинает преображаться прямо на глазах. Но восстанавливать нужно очень бережно – так, чтобы показать все очарование этих старых, чисто московских районов. Их нужно реконструировать и в то же время предать им первозданный вид. Вдохнуть в них тот истинно московский дух, которым всегда славилась Белокаменная. Москве есть что показывать миру. И мы должны напомнить ему об этом.

amp-next-page separator