- Выключить коронавирус

Злой Глаз - главный инддеец Москвы

Сергей Собянин посетил резервный госпиталь для лечения COVID-19 на Каширском шоссе

Интерактивную карту с расписанием прогулок для москвичей опубликуют 29 мая

Проведена десятая масштабная дезинфекция в Москве

Не откладывай мечту: застройщики пошли навстречу москвичам, нуждающимся в жилье

Климатологи предупредили о температурных аномалиях летом в России

#БУДЬДОМА онлайн-линия психологической помощи

Путин подписал указ о награждении столичного спасателя медалью «За отвагу на пожаре»

Кинолог назвал породы собак, способных определять коронавирус

Врач предупредил о скрытой угрозе заражения COVID в ТЦ и салонах красоты

Цискаридзе предрек катастрофу театральному искусству в России

Тесты на наличие антител к COVID-19 бесплатно будут проводить 30 поликлиник

Гнев и недовольство: эксперты по мимике объяснили жест Путина с ручкой

Финансист рассказал, как накопить и куда вложить деньги в кризис

Подмосковный фермер рассказал, как правильно выбирать клубнику

«Не готовы к созерцанию молодого тела»: Онищенко о медсестре в бикини

Злой Глаз - главный инддеец Москвы

Вымирание индейцам, не грозит, но потомки первых жителей Америки остаются беднейшей нацией в США

Мальчишкой Юрка, как и многие его сверстники, знал наизусть «Следопыта» и «Зверобоя». Но дизайнер компьютерных игр Юрий Котенко – один из немногих, у кого детская любовь к краснокожим переросла в серьезное увлечение. Даже нашу беседу ему приходится начинать с шутливого предупреждения, что индейцем он себя не считает. Не по душе ему и модный ярлык «индеанист» – так называют тех, кто изучает культуру американских индейцев, их законы, обычаи. «Я считаю себя музыкантом», – отсекает он. Бисер из проволоки – Подозреваю, какой заголовок вы придумаете к этому материалу. Либо «Настоящему индейцу завсегда везде ништяк», либо «Юрий Котенко – друг краснокожих», – с порога осаживает меня собеседник, но потом все же рассказывает, как оказался на индейской тропе. Как в 10 лет прочитал книгу «Ошибка одинокого бизона» Джеймса Шульца, а затем Фенимора Купера – одну книгу, другую. И это совпало с премьерой эфэргэшной эпопеи про индейцев «Виннету – вождь апачей» и гэдээровских фильмов с Гойко Митичем. Потом по телевизору показали, что индейцы в одной из резерваций захватили поселок белых. Информации было ноль, но Юрий с друзьями как могли следили за развитием восстания. По утрам первым делом шли к стендам с утренними газетами и лезвием аккуратно вырезали заметки с новостями из резервации. Романтика! В московских дворах тогда появились свои апачи, ирокезы и команчи – это была необычная войнушка, мальчишки строгали луки и томагавки, собирали перья для индейских головных уборов. – Сейчас-то проблем нет, – говорит Котенко. – Магазины – какие хочешь, в Интернете в том числе. Хочешь кожу купить – пожалуйста. Не то что 30 лет назад. В 70-е годы прошлого века шить индейскую одежду учились по детской книжке СетонаТомпсона «Маленькие дикари». Обрезки кожи покупали в «Детском мире», распарывали старые сумки, в комиссионках добывали офицерские сапоги. Нелегко было советскому индейцу достать и бисер. Отечественные «горошинки» были крашеные и быстро облезали. Шиком считался чешский бисер, его доставали через друзей из Львова. Если никакого не было, брали проводки, стягивали цветную пластмассовую изоляцию и шинковали ее на мелкие кусочки. Марафон по священным местам – Мы грезили свободой и как могли создавали свой мир, в котором не было места муштре и обязаловке, – вспоминает Юрий. – Пионерские и комсомольские дела нам были неинтересны. Правда, годам к 15 из всего нашего класса верными детскому увлечению остались человека три, не больше. После армии – я один. Но именно в армии я познакомился с единомышленниками – такими же одиночками, и со временем мы объединились. Первая встреча Котенко с настоящими индейцами произошлав 1988 году. В Москву на фольклорный фестиваль приехала группа Badland singers. Восхищения при виде бледнолицего жителя «Империи зла», который интересуется их искусством, краснокожие музыканты не проявили. Может, в этом выразилось знаменитое индейское хладнокровие? – Да нет, просто увлекаться всем индейским к тому времени было престижно по всему миру, – объясняет Юрий. – Эти музыканты уже встречались с такими, как я, фанатами и не очень-то удивились. Была у Юрия цель – до 2000 года непременно побывать в Америке. И в 1992-м он добился своего – прилетел в Нью-Йорк с 64 долларами в кармане. В индейском магазине Котенко обнаружил листовку: стартует трансконтинентальный индейский пробег по резервациям от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса. Как тут было не присоединиться? – Этот пробег не имел отношения к политике, – вспоминает Юрий. – Его задачей было возродить индейский дух и повысить интерес к национальным традициям в первую очередь у самих американцев. В нем участвовали представители различных племен: сиу, якима, пуэбло, флатхед, баннок, навахо, хидатса. Дорога была долгой – 5000 миль по индейским резервациям, городским центрам, историческим и священным местам. Все бежали по очереди, как на эстафете, но нужно было точно остановиться около указателя с номером мили, где предстояла смена бегунов. А значки с указателем мили еще не каждый разглядит: их писали маленькими белыми цифрами на зеленом фоне, и иногда они сливались с листвой. Меня же зрение не подводило, я замечал их раньше всех. Домой Юрий вернулся только через 8 месяцев. Из индейской вотчины привез кучу книг и фотографий, одежду, украшения, бизоньи рога, священное орлиное перо и… новое имя. Со школьных времен его звали Правая Рука, теперь же он стал Злым Глазом. Впрочем, английское словосочетание Evil Eyе можно перевести и как «глаз-алмаз». Музыка в перьях Длинноволосого, обгоревшего под американским солнцем русского некоторые краснокожие принимали за своего. – Оставайся у нас, – предлагали Юрию индейцы. – Найдем тебе хорошую работу… Но Юрий, коренной москвич, понимал, что при всей своей любви к индейцам не сможет прижиться в резервации. Вот съездить туда, чтобы получить новые впечатления – другое дело. Индейцы бывают разные, рассказывает Злой Глаз. Есть такие, что по два колледжа окончили, в армии служили, юристами работают, а некоторые даже не знают, где находится Россия. Во время пробега один «коренной американец» искренне поздравил Юрия с падением Берлинской стены: «Теперь в вашей стране наступит свобода!» Вымирание индейцам, к счастью, уже не грозит, но потомки первых жителей Америки остаются беднейшей нацией в США. И здоровье у них не такое, как во времена Дикого Запада: переход с оленины и бобов на гамбургеры с кока-колой ни к чему хорошему не привел. Спиртное для краснокожих – вообще нож острый. В их организме нет фермента, отвечающего за усвоение алкоголя, и «огненная вода» порабощает их мгновенно. Удивительно, но тот визит Злого Глаза в Америку был первым и последним. Почему же с 1992 года он ни разу там не побывал? Юрий Котенко сам не может ответить однозначно. Может, за 8 месяцев жизни с индейцами просто «насытился» общением… – Нет, я обязательно еще раз соберусь туда, – обещает он. А пока предпочитает переписываться с индейцами по электронной почте. С некоторыми встречается на российском «Паувау» – фольклорном фестивале с песнями и танцами, который проходит два раза в год: летом – в Питере, зимой – в Москве. С 1996 года Юрий – ведущий певец в барабанной группе Greengrass Singers. Коллектив, который насчитывает в разное время от 8 до 15 человек, выступает на фестивалях альтернативной музыки, в этнических клубах. На время концерта Юрию «для полноты образа» приходится облачаться в индейский костюм. Делает он это с явной неохотой. Но совсем не потому, что культура индейцев ему надоела: – Хотелось бы, чтобы интерес был не к тому, что на мне надето, а к тому, какую музыку мы исполняем. Индейская музыка – уникальное явление, мы и не стремимся сделать ее популярнее, чем она того заслуживает. Если индейское искусство широко пропагандировать, оно потеряет смысл. Ведь увлекаться индейцами – это значит быть не как все. Справка ВМ: Движение индеанистов зародилось в 1930-е годы в Германии. В СССР первое сообщество людей, увлекающихся индейским бытом и культурой, образовалось в литовском городе Каунасе на рубеже 1960–70-х годов. Они называли себя «черноногими». Советская пресса стала писать об индеанистах с середины 1970-х годов. В 1982 году прошел первый съезд-фестиваль «Паувау» под Рощином (Ленинградская область).

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

71 251 +3793 (за сутки)

Выздоровели

173 497 +2054 (за сутки)

Выявлено

2330 +76 (за сутки)

Умерли

Алиса Янина

Почему мы не верим в COVID

Камран Гасанов

Турция прибирает к рукам Ливию: чем ответит Путин

Илья Переседов

Домашняя еда — это рабство, насилие и контроль

Александр Сергеев, президент РАН

За что природа мстит человечеству

Дарья Завгородняя

Самое время рискнуть

Екатерина Рощина

Оставьте сирень городу

Алексей Коренев, финансист

Стоит ли покупать валюту

Идущие по следу Создателя: совершенный мир нуждается в постоянном совершенствовании

Аттестат без ЕГЭ

Информация в оболочке. Ученые считают, что благодаря вирусам зародилась жизнь

27 мая – День библиотекаря и борьбы с рассеянным склерозом