Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

На «хвосте» у Сталина

Общество
На «хвосте» у Сталина

[b]«О войне написано столько гадости и пошлости…» Так начался мой разговор с боевым летчиком, полковником в отставке Василием Петровичем Авдеевым, на счету которого пятьдесят боевых вылетов.[/b]Он родился 8 августа 1922 года в селе Новые Кельцы Скопинского района Рязанской области. Семья была простая и дружная. Окончив семилетку, Василий приехал к сестре в Орехово-Зуево и поступил в техникум. Но на третьем курсе записался в аэроклуб и – с этого момента не расставался с авиацией.Первый самолет, который освоил молодой парень из рязанской деревни, был ПО-2. Именно он и открыл ему дорогу в летную школу подмосковного Егорьевска. Когда немцы подступали к Москве, школу вместе с курсантами эвакуировали за Волгу. Потом была другая летная школа – в Грузии, служба в противовоздушной обороне Баку, а с 1943 года – боевые действия на фронте.Памятным для молодого офицера стало одно событие: он, летчик-истребитель, сопровождал самолет Сталина на знаменитую конференцию в Тегеране. Вот как рассказывает об этом мой собеседник…— Был декабрь 1943 года. Командир моего полка получил приказание прикрыть железную дорогу от Махачкалы до Баку. Проще – патрулировать в воздухе, все время над железной дорогой. Отобрали нас 10 человек, и со следующего дня – сидим и ждем команду. А команды нет, в воздух нас не поднимают. Целый день сидели, а вечером дали отбой. На следующее утро – все сначала…Бывший начальник оперативного отдела Генштаба, в своих воспоминаниях рассказывал, как Сталин уезжал из Москвы; какая суета была. Все затемнено. Загрузились в пассажирский поезд, который дошел до Баку без остановок. Когда мы вышли на дежурство, Сталин был уже в Баку. Туда перегнали три «Дугласа» - своих транспортных самолетов у нас тогда не было.И вот в девять или десять утра дается серия ракет с командного пункта. Мы – по самолетам. Все было заранее расписано – кто с кем. Я был ведомым у командира полка Рябченко. Все взлетают, а я не могу: нет ведущего! Смотрю, а он и комиссар, Гриша Ярчевский, подрулили. Взлетели и так, парами, перелетели на центральный аэродром в Баку.Около аэродрома – столпотворение. Все к нам: «Кого подзаправить? Ничего не нужно?..» Я все время рядом с командиром полка. Смотрю, командир корпуса подъезжает, спрашивает: «У тебя карта до Тегерана есть?» Откуда карта! У нас только дежурная в планшете.Помчались куда-то в штаб корпуса и содрали карту прямо со стены… Только привезли карту, а в это время три «Дугласа» пошли на взлет. Рябченко дает команду: «По машинам!» Взлетели. Ни курса не знаем, ни обстановки. Мы только сопровождаем, а кого – понятия не имеем! Видим только три «Дугласа» и идем за ними. Ближе к иранскойгранице перевалили горный хребет, набрали скорость, потом стали снижаться. Видим аэропорт. Полоса длинная, километра три, но узкая. Рябченко и Браво (испанец, командир эскадрильи) дали команду на посадку. Я сел, смотрю – слева и справа люди. Эскорт: десять солдат с автоматами, офицер, и так – с двух сторон.Иран был тогда трехзонный.Когда мы садились, стали заруливать влево, а американцы и англичане – вправо. Вылезли из самолетов, а к нам подходит генерал-майор со звездой Героя Советского Союза, как потом выяснилось, командир пехотной бригады, расквартированной тогда в Тегеране: «Вы знаете, кто прилетел?» – «Откуда же мы знаем?!» – «Сталин!» – «Да не может быть!..» – «Сталин прилетел на конференцию…» Пришли мы в гостиницу.Все кругом суетятся. Иранцы зовут каждый в свой ресторан: «Идите к нам кушать!..» Пробыли в Тегеране около недели.Связь все время держали с шеф-пилотом Сталина генерал-майором Грачевым. И вот как-то вечером он говорит: «Вероятно, завтра обратно…» Утром встали. Мы в туалет, и 5–6 НКВДешников следом.Мы в столовую, а их там черт знает сколько! Сели в автобус – и они в него гуртом… Потом подошла машина с главным маршалом авиации. Наш командир доложил ему, что группа готова. Затем появляется машина Берии. Потом Молотов приехал. Один «Дуглас» запускает моторы и поднимается в воздух – это проба горючего и двигателей. Полетал минут двадцать, сел, а экипаж из самолета не выходит. И тут появляется Сталин. Погода хорошая, взлетать можно. Он сел в самолет, трап быстро убрали, двери закрыли. Первый, второй, третий «Дугласы» в воздухе. А потом и нам команда: «По самолетам!» поднялись, догнали их. Берия со свитой полетел напрямую, через Каспийское море, чтобы раньше Сталина быть в Баку. А самолет Сталина – поближе к береговой черте. Мы за ним – вся десятка машин.Прилетели в Баку, а там – ужас какая суета; вереница машин вокруг аэродрома. Но эти дела нас уже не касались. Нам дали команду: «Домой!» А дома нас уже ждали. Была такая встреча! Потом Грачева, шефпилота Сталина, наградили орденом Суворова 1-й степени.Таким только командующие фронтов награждались. Так вот вся операция и закончилась…

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.