«Венцы» для двух поэтов: в Москве наградили деятелей искусства
Если бы это мероприятие описывали раньше, то без штампов вроде «в теплой и дружественной обстановке» точно обойтись бы не получилось. Но что делать, если она такой и была, атмосфера вечера? Да и к воспоминаниям располагала – и самим местом, чисто «топонимически», и именами, которые упоминались в течение всей церемонии, прошедшей, закольцуем, фактически по-семейному. Ах, если бы ЦДЛ умел говорить! Чего бы только ни вспомнили его стены, какие истории разворачивались тут, какие объединения, разъединения, встречи и прощания случались! Но стены молчат, и говорить приходится людям. На этом вечере говорили не так много, без принуждения, легко. А еще звучали стихи. Поскольку тех, кто получил премию, считай – лучшие или одни из лучших.
Премия «Венец» в этом году обрела фактически полное совершеннолетие – она вручается 18-й раз. Открыли мероприятие Председатель Союза писателей Москвы Сергей Александрович Филатов и Первый секретарь Союза писателей Москвы Евгений Юрьевич Сидоров. Он же, возродивший премию, «сочиненную» когда-то Риммой Казаковой, напомнил и об истории «Венца».
- В свое время лауреатами «Венца» становились и прозаики, и поэты, - рассказывал Евгений Юрьевич. – Но со временем она оказалась заточена на поэтический лад… «Венец» когда-то получали такие замечательные поэты, как Владимир Корнилов и Константин Ваншенкин, Александр Тимофеевский и Николай Панченко – поэт замечательный и на мой взгляд недооцененный. И потом, позже, какие тут звучали имена – Геннадий Русаков, Олег Хлебников, Юрий Ряшинцев, Евгений Бунимович, Наум Коржавин, Ирина Ермакова, Владимир Салимон, Виктор Куллэ… Вот и сегодня мы вручаем ее двум поэтам, причем к нашей радости жюри приняло решение об их награждении единогласно. И награждаются сегодня Александр Гельман – с формулировкой «за стихи последних лет», а также Александр Переверзин – «за верность русскому стиху».
Оба лауреата премии («Она у нас скромная, но на издание пары книг за свой счет хватит!» - иронизировал Евгений Юрьевич в свойственной ему манере) в особом представлении не нуждались. Однако без небольшой преамбулы, конечно, дело не обошлось, да и хорошо: оба они разговоров достойны.
- Когорта людей, так много сделавших для создания демократической атмосферы в нашей стране и свободы слова, должна быть незабываема. Причем эти люди начали делать то, что делали, задолго до перестройки, - заметил Евгений Сидоров. – В эту когорту входят и Егор Яковлев, и Юрий Карякин, и Гельман – конечно…
И это правда. Гельман когда-то перевернул сознание советского обывателя, издавая свои тонкие, изящные и мудрые пьесы. Их ставили во МХАТе и не только, и народ валил на них валом. Его магия как драматурга-литератора («Скамейку» и «Мы, нижеподписавшиеся» - помните?) зиждилась на очевидном отличие его от «многих прочих».
- Он никогда не был производственным писателем, - объяснял Евгений Сидоров, - для него всегда было важнее то, что происходит с человеком, что он чувствует, ощущает. И к поэзии он склонялся изначально. Я помню, какую отчаянную публицистику писал он в перестройку! И вот нам явился тот же Гельман, но – поэт. Причем он - русский поэт, но и еврейство живет в нем, потерявшим всю семью в бессарабско-румынском гетто, и есть нечто символическое в том, что вручение нашей премии происходит сразу после Дня памяти жертв Холокоста. И перед вами сегодня необычные стихи драматурга Гельмана - стихи мудреца и свободного человека…
- Да я сам не знаю, как получилось, что я начал писать стихи, - в изумлении развел руками Александр Исаакович. – Просто стали слова вдруг складываться во что-то такое… Я самоучка в поэзии. Хотя и в драматургии тоже…
Эх, побольше бы таких самоучек…
Немного смущенный, Александр Исаакович принял премию и цветы, прочел свои стихи – необычные, с нечеткими формами, завораживающие, точно бегущие по небу облака, сорвал аплодисменты и уступил место коллеге – Александру Переверзину.
Переверзин учился во ВГИКе и литинституте имени Горького, печатался в «Новом мире» и «Октябре», давно снискал поэтическую славу, а в качестве главного редактора издательства «Воймега» оказывает огромную поддержку молодым дарованиям. Его стихи прозрачны и звонки, как ручей, в них есть, возможно, второе, более глубокое дно, но нет сбивающих с толку и с ног подводных течений, в чем собравшиеся и убедились, прослушав несколько стихотворений автора в его же исполнении.
- Как хорошо, когда есть люди много старше, которых ты уважаешь безмерно, - заключил, взяв слово, поэт Олег Хлебников, - это, конечно, Александр Гельман. В следующем номере газеты (имеется в виду «Новая газета» - прим. Автора, - в которой О. Хлебников работает), выйдет моя статья, в которой я сказал про Гельмана так - «известный драматург стал молодым поэтом».
После этого, разумеется, посмеялись все, включая 85-летнего Гельмана, Хлебников тоже сорвал аплодисменты и продолжил:
- Но еще лучше, - продолжал Хлебников, - это знать, что есть люди моложе тебя, которых ты уважаешь не меньше.
И на этом от души, а не по формату совершенном реверансе в адрес Александра Переверзина вручение премии и завершилось.
«Венец» - идеальное для поэтической премии название. Кому как не поэтам примерять его и носить – алмазный ли, терновый ли… В этот вечер остро хотелось, чтобы ни у врученного «Венца», ни у всех прочих не было шипов. Хотя без них поэты жить не могут – по крайней мере до тех пор, пока поэт в России – больше, чем поэт.
Кстати, в Мемориальном музее и научной библиотеке «Дом Николая Гоголя» 8 февраля творческий вечер проведет поэтесса и композитор Серафима Этингер.