Перевернутая пирамида Маслоу в фильме «Айка» Сергея Дворцевого
Он является одним из самых пытливых и настойчивых в своем желании отразить реализм на кинополотне режиссеров. Большую часть его фильмографии занимает документалистика, и, вероятно, этот многолетний опыт оказывает влияние на создание им игровых картин. Свою новую ленту он снимал 6 лет, только в зимние снегопады, соблюдая порядок расположения сцен. В итоге отборщики взяли «Айку» в основной конкурс Каннского кинофестиваля после просмотра первых 40 минут.
Секрет успеха кроется еще и в том, что для создания картин Дворцевой привлекает таких же неутомимых трудоголиков и перфекционистов, как и он сам. С актрисой, исполнившей главную роль в «Айке», режиссер уже сотрудничал в своем предыдущем фильме. В этот раз Самал Еслямова перевоплотилась в киргизскую девушку, которая всеми силами пытается выжить в московской зиме.
Мы встречаем ее в роддоме, откуда она, едва родив, сбегает через окно. Камера снует за мученицей в беспощадную природу, обнажая перед нами торжество естественного отбора. Оставив младенца на попечении государства, Айка бежит на работу, закидываясь на ходу обезболивающим и заедая его снегом. Оказывается, девушка задолжала кому-то денег и ее мобильный разрывается от навязчивых напоминаний об этом. Во что бы то ни стало, ей нужно вернуть долг, но, кажется, найти постоянную работу в Москве приезжей не так просто.
По мнению Дворцевого, только Еслямова смогла бы заставить зрителя безоговорочно поверить в происходящее на экране. Перед каждым днем съемок она проходила череду изнуряющих тренировок. За свою пронзительную игру она получила «Золотую ветвь», став первой женщиной на постсоветском пространстве, взявшей такую награду.
У нее получилось не просто достоверно отразить эмоции своей героини, а заставить сидящего перед экраном прочувствовать каждую секунду испытываемых ею и послеродовых, и социально-бытовых мук. Мы задыхаемся вместе с ней на лестничных пролетах, преодолеваем пешком километры сугробов, душное метро и пытаемся фоном не думать о том, что в любую секунду может зазвонить телефон, напоминающий, что времени на решение проблем не осталось.
Каждый звонок выдергивает нас из субъективной реальности Айки, в которую она пытается сбежать от сгущающихся над ней туч. В ее мире базовая потребность вовсе не еда и вода, не сон и не безопасность, не любовь окружающих и не желание завести семью. Перешагивая через боль, трудности, принципы, традиции и ценности, она пытается не просто выжить, а осуществить свою цель и реализоваться как личность. В конце концов ее ждет самый сложный выбор в жизни любого человека — сможет ли она переступить через саму себя?
Дворцевой переводит проблему сложности адаптации мигрантов на язык, доступный каждому, в зону общечеловеческих вопросов. Пропуская зрителя сквозь гущу переживаний главной героини, режиссер на пальцах объясняет отсутствие фундаментальных отличий между приезжими и москвичами. Лента пропитана кафкианским «магическим реализмом», где страдания и надежда идут рука об руку с экзистенциальной безысходностью и безразличием системы. Здесь, как и в жизни, не будет простых и правильных ответов, а последствия нашего выбора навсегда останутся с нами.