Мария Аниканова: Неужели и когда я буду бабушкой, меня будут спрашивать о браке с Платовым
Актриса театра «Современник», мастер спорта СССР по фигурному катанию, дочь главного врача сборной России по фигурному катанию Виктора Аниканова Мария Аниканова в постановке Михаила Ефремова «Дюма» играет Миледи. В интервью «ВМ» Мария объясняет, почему нет актрис (а ее Миледи — актриса) с простой судьбой и абсолютно счастливых.
— Мария, что вы можете сказать о режиссере Михаиле Ефремове?
— Миша — Богом одаренный человек, и его талант безграничен. Не стала бы разделять Ефремова-актера и Ефремова–режиссера. Он в постоянном поиске, и с ним очень интересно работать.
— Спектакль «Дюма» поставлен по пьесе Ивана Охлобыстина. Кто она — Миледи?
— Женщина с непростой судьбой. Впрочем, я не знаю актрис с «простой» судьбой. Миледи — человек сильный и очень одинокий, несчастный, но всеми способами хочет это скрыть. Ее боль накапливается, и как результат — выплеск не совсем адекватных поступков. На мой взгляд, Иван Охлобыстин написал Миледи так, что мы еще долго будем ее узнавать.
— В актерской профессии большое значение имеет удача, не так ли? Что же произошло, происходит с вашей героиней, что она — красивая, сильная — так несчастна?
— Повторяю, что по определению не может быть ни одной счастливой актрисы, как и актера. Все мы в той или иной мере — несчастные. Хотя бы потому, что всегда есть несыгранные роли. В нашем спектакле такой подстрочник: посвящается артистам, так и не сыгравшим главных во всех смыслах ролей. Ни один артист не сыграл то, что задумал. Могу предположить, что и у самых успешных актрис, среди которых Марина Неелова, Ольга Яковлева, есть то, что еще не сыграно, не досказано. Хороший актер так устроен, что чем больше вытаскиваешь, отдаешь, тем больше в тебе недосказанного, нового. Актерская профессия — бесконечный процесс. Театр отличается от кино тем, что можно пробовать сыграть лучше сотни, тысячи раз, если включить и репетиции.
— Иван Охлобыстин — новичок в драматургии. На ваш взгляд, его пьеса — хорошая?
— Да, в противном случае Михаил Ефремов не стал бы ее ставить. Несмотря на то, что Охлобыстин далек от театра, он описывает глубинные театральные проблемы. Зрителю всегда интересно заглянуть за кулисы театра, и пьеса Охлобыстина позволяет это сделать. На мой взгляд, Ваня в нашем театральном мире вскрывает такие потаенные пласты, что его можно сравнить даже с Чеховым. Играть Чехова можно бесконечно. Он всегда современен, и каждый раз его открываешь заново. И в пьесе Охлобыстина «Дюма» столько пластов, что их предстоит вскрывать, вскрывать и вскрывать. Мне кажется, если бы не сроки, мы репетировали бы пьесу год.
— Миледи служит злу?
— В нашем спектакле нет зла и добра в чистом виде. Все герои — глубоко несчастные люди. Другое дело — какой метод, способ, линию поведения они выбирают. Миледи нашла способ, чтобы меньше ощущать свою боль. К тому же она 30 лет играет Миледи в спектакле по роману Дюма, и за это время так породнилась со своей героиней, что уже трудно отличить, где она, а где персонаж.
— Простите, есть ли в вас черты, качества Миледи?
— Правильно было бы ответить: «Нет, конечно, я не такая тварь». Но признаюсь, что некие черты Миледи у меня есть. Актерские. Есть и несыгранные роли, и обиды, и страхи. Часть роли я играю своего антипода, а часть роли во многом себя. Сегодня могу сказать, что отчасти я — Миледи.
— Ваша героиня — воин?
— Да. Миледи — генерал. В театре она отвоевала свое место и борется за него всеми силами. По-другому она уже не может. Пьеса Охлобыстина еще хороша тем, что в нашей жизни есть такие Миледи, Портосы, Атосы, и они узнаваемы. Причем не только в актерском мире.
— Мария, вы с детства занимались фигурным катанием и добились побед. Ваши дедушка и бабушка — прославленные конькобежцы Иван и Мария Аникановы, мама — фигуристка Ирина Люлякова. Сегодня в вашей жизни остался спорт?
— Разве что смотрю по телевизору фигурное катание, биатлон, а с недавнего времени — футбол и баскетбол. Дочь стала заниматься баскетболом, и я за нее болею. Я вообще люблю болеть за спортсменов. Разумеется, в фигурном катании разбираюсь лучше, чем в других видах спорта. По-прежнему в этом виде спорта работает мой отец (Виктор Иванович Аниканов — в течение многих лет главный врач сборной России по фигурному катанию), мама, мои друзья. Но в душе я не спортсменка.
— Артистка?
— Уже — да.
— В чем главное отличие спорта от театра?
— В спорте все работают на конечный результат. То есть спортсмен всегда имеет дело с ограниченным отрезком времени, тогда как в актерской профессии нет конечной точки. Это восьмерка — путь в бесконечность. Актерский путь состоит из этапов. Мне больше нравится бесконечность. Разность существования в актерской профессии меня балансирует.
— Вы были замужем за двукратным олимпийским чемпионом Евгением Платовым. Поддерживаете ли вы отношения?
— Неужели и когда стану бабушкой, меня будут спрашивать о браке с Евгением Платовым? Это же было так давно! Евгений живет и работает в США, и мы редко видимся. Когда он приезжает в Москву, мы видимся. Я отношусь к нему очень тепло, надеюсь, что и он ко мне.
— Вы были его женой, когда он катался с красивой, роковой красавицей Оксаной Грищук. К тому же армия поклонниц. Сложно быть женой Евгения Платова?
— Нет. Если человек адекватный, то с ним несложно. У меня не было поводов сомневаться в нем. Между прочим, я убедила Евгения после небольшой размолвки вместе кататься с Оксаной. Я считала, что только с Оксаной он добивается таких побед.
— Мария, сейчас вы — свободная женщина, да?
— Да. Но я еще не старая бабушка и надеюсь встретить мужчину, который бы меня понимал, любил, и чтобы в моей душе был огонек, и бабочки в животе. Я — увлекающийся человек, и мне нравится быть влюбленной. А вот безумные страсти не люблю.
— Вы — роковая женщина?
— Говорят, что роковая. Но сама считаю себя доброй, простой, искренней, белой и пушистой.
— Есть ли у вас хобби?
— Раньше вышивала подушки. Сейчас покупаю картины великих художников и раскрашиваю. Таким образом отдыхаю и вырабатываю терпение. Но я не пишу картины, а разукрашиваю.
— А как вы решили стать актрисой?
— Сергей Соловьев, в фильме которого я снималась, взял меня в свою мастерскую во ВГИК. Потому я перевелась в «Щуку», которую и окончила.
— Есть ли у вас примеры для подражания в жизни?
— Галина Борисовна Волчек. Она очень мудрый человек. Завидую ей в хорошем смысле.
— У нее тоже несчастная судьба?
— Она счастлива театром. Это ее выбор. Про личную жизнь я не знаю. Но Галина Борисовна — счастливый человек.
Читайте также: Иван Охлобыстин: Умный человек никогда не дает интервью