Движение вверх: российское кино бьет собственные рекорды
Поговорить об успехах и перспективах российского кинематографа пришли режиссеры Федор Бондарчук, Алексей Учитель и Тимур Бекмамбетов, а также другие серьезные игроки этого рынка. В их числе генеральный директор «Дирекции кино» Анатолий Максимов и продюсер Эдуард Илоян. А обсудить было что.
За минувший год на экраны вышло 142 российских фильма. Всего российским картинам удалось собрать рекордные 13,8 миллиарда рублей, что составило 27,5 процента от общего проката.
За прошлый год финансовую господдержку получили 130 игровых фильмов, из которых 85 картинам деньги были выделены непосредственно Минкультом. Это самый большой количественный показатель ведомства начиная с 1991 года. Кроме того, госпомощь получили 340 анимационных фильмов и 241 документальная лента.
— Мы уже начали конкурировать сами с собой на определенных датах. Это новогодний слот, прошедший недавно День всех влюбленных, 23 февраля и грядущее 8 Марта. Я подчеркиваю, это именно внутреннее соперничество, — заявил Федор Бондарчук. — И я считаю, что второй по важности темой стала поддержка кинофестивалей: мы рассматриваем их как индустриальные площадки, где есть рынки и множество журналистов. Да и сама эта площадка зачастую становится местом начала проката.
Разумеется, в разговоре с министром была затронута система Единой федеральной автоматизированной системы сведений о показе фильмов в кинозалах (ЕАИС), которой все мы пользуемся. Я вижу, как в будущем эта услуга наверняка будет усовершенствована и дополнена.
Высказали свое мнение министру деятели кино и о том, сколько денег сейчас необходимо выделять отечественному кинематографу. Алексей Учитель отметил, что за последние годы наша индустрия начала производить так называемые фильмы-события, у которых изначально большой бюджет.
— Такие проекты требуют больших вложений. И если мы хотим дальше завоевывать зрителя, то надо делать еще больше, еще качественнее. Ведь людей сейчас невозможно обмануть, и если снимать задешево, но выдавать за большое кино, такой трюк просто не пройдет, — подчеркнул кинорежиссер. — В любой крупный проект вкладываются и государство, и частный капитал. И если доля первых вырастет, то как минимум студии бы жили намного лучше. Нам ведь тяжело. Порядка 50 процентов заработанного забирают кинотеатры, еще 15 процентов — прокатчик. А с оставшейся трети нужно рассчитаться по всем кредитам. А также начинать закладывать средства в следующие проекты.
Так что, считает Учитель, если доля государственного невозвратного вложения увеличится, то это поможет как индустрии, так и зрителю, который получит больше качественного кино.
— Уже 30 процентов россиян ходят на российские фильмы, — сказал Алексей Учитель.
Режиссер также добавил, что поддерживать отечественный кинематограф путем ограничения в прокате зарубежных картин ни в коем случае нельзя. Конкуренция, по его мнению, принесет гораздо больше пользы всем участникам отечественного кинорынка.
Топ-4
Самые кассовые отечественные фильмы 2018 года
«Т-34»
Сборы: 1 миллиард 775 миллионов рублей. Режиссер Алексей Сидоров. В ролях: Александр Петров, Виктор Добронравов, Ирина Старшенбаум.
«Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел»
Сборы: 1 миллиард 575 миллионов рублей. Режиссер Илья Куликов. В ролях: Сергей Бурунов, Александр Петров, Александра Бортич.
«Лед»
Сборы: 1 миллиард 502 миллиона рублей. Режиссер Олег Трофим. В ролях: Аглая Тарасова, Александр Петров, Милош Бикович.
«Тренер»
Сборы: 864 миллиона рублей. Режиссер Данила Козловский. В ролях: Данила Козловский, Владимир Ильин, Андрей Смоляков, Ольга Зуева, Ирина Горбачева, Виктор Вержбицкий, Ростислав Бершауэр.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Мединский, министр культуры Российской Федерации:
— За последние несколько лет все показатели отечественной киноиндустрии выросли в два раза. Это наше общее большое достижение. Однако мы хотим двигаться дальше, поэтому сегодня на повестке дня стояли вопросы развития и изменения системы государственной поддержки фестивального движения, продвижения отечественных фильмов за рубежом. Должен сказать, что в этом есть огромный потенциал, ведь за последние пять лет продажи российских фильмов иностранным прокатчикам увеличились в десять раз.