Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Броня победы: как корреспондент «ВМ» сел за руль легендарной боевой машины

Сюжет: 

Специальный репортаж
Общество
Броня победы: как корреспондент «ВМ» сел за руль легендарной боевой машины
На фото научный сотрудник музея Максим Рябоконь и корреспондент «ВМ» Геннадий Окороков / Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

50 лет назад советский зритель увидел новую картину о Великой Отечественной — «На войне как на войне». Корреспондент «ВМ» осмотрел технику, на которой фронтовики шли к Великой Победе.

В танковом корпусе музея отечественной военной истории, что в подмосковной деревне Падиково, пахнет свежей краской, маслом и металлом. Все боевые машины, стоящие здесь в два ряда, способны ездить самостоятельно — это предмет особой гордости музея. Вот две легендарные «тридцатьчетверки» с 76- и 85-миллиметровыми пушками. Неподалеку — огромные тяжелые ИС, башни которых словно вырублены из сплошного куска стали. А вот и единственная сохранившаяся и поставленная на ход усилиями сотрудников музея самоходная артиллерийская установка СУ-85. Именно на такой машине воевал экипаж гвардии младшего лейтенанта Малешкина в фильме «На войне как на войне», который впервые вышел на экраны ровно полвека назад.

Броня победы: как корреспондент «ВМ» сел за руль легендарной боевой машины Самоходская артиллерийская установка СУ-76М / Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

Картина эта стала по-настоящему любимой несколькими поколениями зрителей. И хоть в кадре нет спецэффектов и компьютерной графики, это черно-белое кино до сих пор смотрится на одном дыхании.

— Фильм «На войне как на войне», снятый по одноименной и во многом автобиографичной повести писателя-фронтовика Виктора Курочкина, — один из самых правдоподобных с точки зрения изображения в нем быта экипажа самоходки, — рассказывает экскурсовод, научный сотрудник музея Максим Рябоконь. — Может быть, непосвященному зрителю это незаметно, но опытный глаз сразу видит ловкость движений артистов при обращении с боевой машиной. Помните эпизод, когда механик-водитель Григорий Щербак, которого сыграл артист Виктор Павлов, проворно выскакивает через передний люк и открывает ящик с запчастями? Такой скорости можно было достичь только после обучения в настоящей боевой части. И актеры не меньше месяца прожили среди самоходчиков.

Броня победы: как корреспондент «ВМ» сел за руль легендарной боевой машины Фильм «На войне как на войне» — один из самых правдоподобных с точки зрения изображения в нем быта экипажа самоходки / Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

К этим машинам у Максима Рябоконя особое отношение — его дед воевал на самоходках в Великую Отечественную, поэтому из его рассказов он запомнил массу подробностей о военном быте, которые не прочтешь ни в одной книге.

— Экипаж всегда был как одна семья. Иначе просто не выжить на войне, когда от грамотных действий одного зависит общий успех. Поэтому все делили поровну: и обязанности по обслуживанию своей техники, и пайки, — говорит экскурсовод. — Дружеские, братские отношения между самоходчиками, что показаны в фильме, соответствуют действительности. В бою своих никогда не бросали. Раненого всегда вытаскивали из машины, даже если она была охвачена огнем: руками, а если не получалось — на ремнях. Это был закон боевого братства.

Броня победы: как корреспондент «ВМ» сел за руль легендарной боевой машины На войне от грамотных действий одного зависит общий успех / Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

СУ-85 поступила на вооружение Красной Армии в августе 1943 года. Задачей этих машин была поддержка пехоты и борьба с немецкими тяжелыми танками — «Тиграми» и «Пантерами». 85-миллиметровое орудие самоходки могло поражать «Тигр» в лобовую броню на дистанции 600–800 метров, борт же пробивался на расстоянии почти в два раза большем.

Листы брони самоходки соединены толстыми швами сварки. Может, неладно скроено, зато очень крепко сшито. Машину ценили за точную стрельбу, маневренность, надежность.

Броня победы: как корреспондент «ВМ» сел за руль легендарной боевой машины На фото корреспондент «ВМ» Геннадий Окороков внутри самоходной артиллерийской установки СУ-85 / Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

На надгусеничной полке с левого борта, между «бочонками» внешних топливных баков и ящиком с запчастями, установлена небольшая металлическая гребенка. Это простое устройство позволяло очищать грязь с подошв сапог самоходчиков. Забота о чистоте боевого отделения — одна из первостепенных задач военных.

Чтобы лучше представить, как чувствовал себя экипаж Малешкина, нам разрешили залезть внутрь боевого отделения. Люк, одна часть которого открывается вверх, а другая назад, достаточно широкий и удобный, а вот внутри самой машины тесновато для человека ростом метр восемьдесят пять.

Броня победы: как корреспондент «ВМ» сел за руль легендарной боевой машины СУ-85 — средняя по массе советская самоходная артиллерийская установка / Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

Боевое отделение разделяет пополам казенная часть 85-миллиметрового орудия. Справа от него сиденье командира, который следит за обстановкой через наблюдательный перископический прибор. В идеальных условиях — под крышей. В теплом ангаре обзор из него кажется неплохим, но что будет, если перенестись в поле, когда машина на скорости едет по ухабам? В боевом отделении повсюду боеукладка снарядов для орудия, каждый из которых весит не меньше 15 килограммов. Заряжающему нужно аккуратно вынуть снаряд из лотка, установить взрыватель на соответствующее деление, если огонь ведется фугасами, и дослать его в казенник орудия. Даже когда машина стоит, с трудом удается представить, как это вообще могло быть внутри ревущей, трясущейся установки. Правда, в составы экипажей танков и самоходов подбирали не очень высоких людей. Небольшого роста были и Малешкин, и его реальный прототип — сам писатель Виктор Курочкин.

Броня победы: как корреспондент «ВМ» сел за руль легендарной боевой машины СУ-85 относится к классу истребителей танков / Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

Полученный натурный опыт заставляет по-новому взглянуть на подвиг самоходчиков. Ведь в конечном счете воюет не техника, а люди, которые ведут ее в бой. Самоходчики, которые направляли на врага свои боевые машины, заслуживают нашего величайшего уважения и признательности за совершенный ими подвиг и вклад в общую победу.

СПРАВКА

СУ-85 — средняя по массе советская самоходная артиллерийская установка, которая относится к классу истребителей танков. Она была создана на базе среднего танка Т-34 и штурмового орудия СУ-122. Машины выпускали на Уральском заводе тяжелого машиностроения (Уралмаш) с августа 1943 по август 1944 года. На этот период на предприятии собрали 2334 самоходки. Боекомплект орудия составлял 48 выстрелов унитарного заряжания.

Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.