Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Здесь живет художник: московский пенсионер делится с прохожими прекрасным

Сюжет: 

Специальный репортаж
Город
Здесь живет художник: московский пенсионер делится с прохожими прекрасным
Фотокорреспондент «ВМ» запечатлел Юрия Константиновича на его балконе-галерее / Фото: Павел Волков, «Вечерняя Москва»
Вернисаж собственных работ устроил на балконе квартиры пенсионер Юрий Мотенов. Столь неожиданное выставочное пространство ежедневно привлекает москвичей.

Балкон, так уж у нас сложилось, мы используем как кладовку, куда можно забросить ненужные, но дорогие сердцу вещи, а зимой он и вовсе некоторым служит холодильником. Но балкон Юрия Константиновича Мотенова — место уникальное. По совету жены он превратил его в художественную галерею.

Окна в картинах

Этот балкон одного из домов в Южном Тушине давно стал местной изюминкой, и он вполне мог стать «балконом образцового содержания», будь это советское время. Пройти мимо импровизированной галереи невозможно: квартира Юрия Константиновича находится на первом этаже, а все окна застекленного балкона заняты картинами, так что зевак тут каждый день собирается предостаточно.

Двусторонняя экспозиция

То, что здесь живет художник, видно с порога — квартира московских пенсионеров вся в картинах. На нескольких квадратных «балконных» метрах уместилось 30 картин, которые он написал в разное время. Пейзажи русских просторов, залитые солнцем поля, зимний лес, укрытый искристым снежным покрывалом — все это работы Юрия Константиновича.

Но условия для хранения живописи, скажем прямо, совсем не музейные. С балкона, несмотря на то что он застеклен, веет холодом.

— Неужели картины от этого не портятся? — интересуюсь я.

— Портятся, конечно, — с сожалением говорит Юрий Константинович, но тут же добавляет, что он в случае чего «подправляет».

Удивительно, но полотна висят «лицом» как на улицу, так и внутрь помещения. Художник замечает мое удивление и тут же поясняет.

— Картины особо хранить негде, квартира, сами видите, небольшая. Вот мы с женой и решили, что пространство нужно использовать по максимуму, и повесили их (картины) «спиной к спине», — рассказал художник. Так и правда пространство выглядит симпатичнее.

Здесь живет художник: московский пенсионер делится с прохожими прекрасным Юрий Константинович со своей женой Людмилой Александровной / Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

— Экспозицию меняете? — интересуюсь я у Юрия Константиновича.

— А как же! Приходится. Что-то из того, что вывешено, отправляется на выставку, что-то я дарю, что-то у меня покупают, — аккуратно поправляя картину, говорит художник.

Все-таки балкон можно сравнить со своеобразной витриной... И вопрос возникает сам собой.

— А бывало так, что прохожие увидели ваши картины на балконе и заказали? — Конечно! Несколько раз так и происходило, — воодушевленно ответил художник.

Студенты вдохновили

После осмотра «главной экспозиции» Юрий Константинович пригласил меня на кухню. Здесь, на шести квадратных метрах, он и устроил мастерскую. Утром солнечный свет полностью заполняет небольшое пространство, отражаясь от плитки и как будто немного увеличивая помещение.

За чашкой чая Юрий Константинович вспоминает свой творческий путь. А начинался он в деревне под городом Руза, где он «не мог надышаться» красотой местных пейзажей. Кстати, пейзажи и правда хороши, сюда частенько приезжали студенты легендарной Строгановки (ныне — Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова. — «ВМ»), с которыми он сдружился и вместе ходил на пленэры, учился живописи.

— Потом я с тем, что написал, отправился поступать в художественное училище. Приемная комиссия посмотрела на мои работы, и меня взяли. Ну, а потом был Строгановский институт. Поступил на отделение декоративно-прикладного искусства, — не без гордости вспоминает Юрий Константинович.

Судьба и дальше была благосклонна к юному художнику. По окончании Строгановки ему предложили остаться в учебном заведении преподавать.

Рядом с космосом

Но даже преподавательская работа не мешала заниматься любимым делом.

— Я всю жизнь писал картины, но это было скорее хобби. Зарабатывал тем, что занимался художественным оформлением интерьеров, общественных пространств, работал в художественном фонде лет десять. Потом как-то так получилось, что меня переманили на машиностроительный завод «Молния», где в те времена создавали корабль-ракетоплан «Буран». Там у нас было целое дизайн-бюро, мы оформляли интерьеры самого завода, делали плакаты и стенгазеты для наглядной агитации, — говорит художник.

На глазах Юрия Константиновича легендарный «Буран» собирали.

— Он производил впечатление! Был огромным... метра три-четыре над головой. Настоящее чудо-техники, иначе я это назвать не могу, и очень жаль, что его ждала такая печальная судьба.

По памяти

— Вы пишете с натуры? — спрашиваю я.

— Сейчас уже нет, в основном беру за основу свои этюды, написанные в разное время и в разных местах. То, что хорошо врезалось в память. Не вижу в этом ничего постыдного. Так работают многие художники. И, кстати, что считать натурой? Вот художник Василий Поленов, написавший знаменитую картину «Московский дворик», или Алексей Саврасов с картиной «Грачи прилетели» писали с натуры, глядя в окно.

— Пейзажи каких мест запомнились больше всего? — пытаюсь я понять географию творчества Мотенова.

— Пожалуй, карельские... Я бывал там на охоте. Сделал серию этюдов и назвал их «Долго будет Карелия сниться». Чудо, какие красивые места. Там даже мох невероятно красивый: красный, фиолетовый, зеленый...

— На кого охотились?

— На глухаря, тетерева-косача, белую куропатку. Ездил на охоту не только в Карелию, но и в Костромскую область, Смоленскую, Калужскую... да много куда.

— Откуда у вас, человека искусства, тяга к охоте? — Мой прадед Иван был доезжачим у московского князя. Поэтому и мой дед, и мой отец были заядлыми охотниками, и деваться мне, как понимаете, было некуда.

— А зарисовки с охоты делали?

— Случалось, но в основном все-таки писал пейзажи.

Дух приключений

На двери одной из комнат замечаю чертеж парусника внушительных размеров.

— Юрий Константинович, это ваши чертежи?

— Конечно, — не без гордости говорит художник. — Это чертеж одной из восьми яхт, которую я сконструировал и собрал!

— На продажу, что ли, строите?

— Нет, катаюсь сам с товарищами по Озернинскому водохранилищу.

В подтверждение своих слов Юрий Константинович берет в руки планшет и открывает галерею с фотографиями. Найдя нужную, демонстрирует мне самый настоящий парусник.

— Где же вы его собирали? — удивляюсь я.

— Да как где? Прямо на берегу и собирал.

Сарафанное радио

Несмотря на то что Юрий Константинович давно на пенсии, хлопот полно.

— Я сейчас очень занят. Вот только выставка закончилась, после нее мне заказали семь картин, три купили прямо на выставке.

— А где вы выставляетесь?

— Когда я вышел на пенсию, появилось много свободного времени, я все свои этюды раскопал и стал писать.

Сначала для того, чтобы ходить в гости не с пустыми руками, а потом пошло-поехало. Те, кому я подарил, тоже захотели преподнести своим друзьям картину.

И так постепенно мне начали заказывать картины. Когда набралось какое-то приличное количество работ, я подумал, что нужно сделать выставку. Первая прошла в 2012 году в Красногорске, обычно она совпадает с Днем города, а еще мои работы можно увидеть под Рождество в Тушине.

— А в какое время года лучше всего пишется? — Когда я был еще начинающим художником, то казалось, что утренние и вечерние часы самые яркие и подходящие для живописи. Но когда ты приобретаешь опыт, набиваешь руку, — даже при дневном освещении можешь найти какие-то интересные нюансы. Потом из нескольких этюдов можно создать удачное полотно.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.