Понедельник 27 мая, 11:05
Слегка Облачно + 18°
Город

«Олдтаймер» в «Сокольниках»: уникальные экспонаты советского времени

На выставке можно увидеть образцы советского автопрома: от распространенных до раритетов
Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"
На выставке можно увидеть образцы советского автопрома: от распространенных до раритетов
Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

С 7 по 10 марта 2019 года в четвертом павильоне выставочного центра в парке «Сокольники» проходит выставка старинных автомобилей и другой техники «Олдтаймер-Галерея». В этом году во время выставки проходит и фестиваль технических музеев — как частных, так и государственных.

Коллекционер старинных велосипедов Олег Митиев показал свои новые приобретения — в этот раз он представил историю развития старинных велосипедов. Золото коллекции — уникальный гоночный велосипед «Москва», сохранившийся в единственном экземпляре.

Коллекционер старинных велосипедов Олег Митиев показал свои новые приобретения Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

— Я много лет собираю все, что связано с историей велоспорта и велосипеда, особенно российского производства, — гордится Олег. В его собрании старинные велосипедные номера, фонари, книги, журналы и многое другое.

Много на выставке и любителей советской военной автотехники. Есть и настоящее открытие — единственная уцелевшая система залпового огня, ласково прозванная «Катюша». Но она в два раза меньше, чем мы привыкли видеть. Как сказал владелец машины Андрей Гусев, эта короткая «Катюша» абсолютно уникальна!

— В 1938 году советские инженеры начали работать над системами залпового огня малого калибра. На шасси грузовика Зис-6 установили короткие самолетные направляющие для реактивных снарядов. Выпуск таких «Катюш», получивших индекс БМ-8-36, начался в июне 1941 года. Всего было сделано 270 штук, из них 140 выпущено на московском заводе «Компрессор». Такая «Катюша» не менее эффективна, чем более известная БМ-13. Разница в длине направляющих для снарядов — у БМ-8-36 они в два раза меньше и рассчитаны на меньший калибр снаряда. Эффективная дальность обычной «Катюши» — 5 километров, а «короткой» — 2 километра. Но БМ-8 была более маневренной, меньше весила и ее было легче маскировать.

Выпуск таких «Катюш», получивших индекс БМ-8-36, начался в июне 1941 года Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

Как рассказал Анатолий Гусев, оставлять машины на поле боя было запрещено: при поломке или невозможности вернуться с линии фронта автомобили были снабжены системой самоподрыва. Этот автомобиль был найден в болоте и был, судя по всему, подорван отходящими бойцами. Сперва искатели даже не поняли, что они нашли — остатки кабины, пробитые пулями и осколками защитные панели, завязанные узлом от взрыва направляющие рельсы. Только заводская табличка, чудом уцелевшая на задней части грузовика, помогла им опознать уникальный вид вооружения.

— Перед нами стоял вопрос — реставрировать машину полностью или использовать оригинальные, пробитые пулями и тронутые коррозией детали. Мы решили комбинировать: уцелевшие детали очистили от ржавчины, а недостающие делали уже из современного металла и не пытались скрыть сварочные швы, — добавил Андрей Гусев. В результате получилась настоящая боевая машина с реальными пробоинами, оригинальными узлами, агрегатами и даже покрышками, причем автомобиль на ходу! Деревянная кабина со стороны ракетной установки укрыта стальным щитом, чтобы не загорелась во время стрельбы.

Восьмиколесный вездеход немного похож на старую «Волгу» ГАЗ-21 Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

Другой уникальный экземпляр — вездеход-амфибия «Арго» Челябинского тракторного завода. Машина интересна не только своим внешним видом, но и своим устройством — это вездеход на гидротяге! Восьмиколесный вездеход немного похож на старую «Волгу» ГАЗ-21. Машина состоит из двух отсеков — пассажирского и багажного, связанных между собой. Гидростатическая трансмиссия передает механическую энергию вращения от вала двигателя к колесам без коробки передач при помощи гидронасоса. Корпус машины алюминиевый, мотор — от автомобиля «Победа» — установлен в задней секции. Разработанный в начале 60-х под руководством Максима Мельниченко — начальника лаборатории гидростатического привода Челябинского тракторного завода — кузов с многочисленными клепками. Откидывающееся вбок лобовое стекло — единственная дверь в вездеход-амфибию.

На выставке можно увидеть образцы советского автопрома: от распространенных до раритетов
Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER