Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Николай Бурляев: Телесериалы понижают духовный уровень народа

Развлечения
Николай Бурляев: Телесериалы понижают духовный уровень народа
Режиссер, сценарист и писатель Николай Бурляев в студии сетевого вещания «ВМ» / Фото: Павел Волков, «Вечерняя Москва»

«Вечерняя Москва» по многочисленным просьбам наших читателей возобновляет рубрику «К барьеру!». В ее рамках обсуждаются злободневные вопросы современности, сталкиваются абсолютно различные взгляды. Сегодня к барьеру сошлись известные кинорежиссеры — народный артист России Николай Бурляев и лауреат Государственной премии России Сергей Урсуляк. Темой обсуждения стали современные российские телевизионные сериалы.

Николай Бурляев, народный артист России:  

— У меня лично вызывают раздражение и удивление почти 95 процентов современных телевизионных сериалов. Вообще, политика топ-менеджеров наших каналов по развитию сериального псевдоискусства не выдерживает никакой критики. Как и вся политика Министерства культуры и тех, кто царствует в рыночном медийном пространстве сегодня. Я считаю, что она ошибочная и работает на понижение духовного уровня народа. Идет тотальное требование делать кассовые коммерческие фильмы со стороны государства. Это требование относится, в частности, к тому же Фонду кино. Общественный совет при Министерстве культуры, куда я вхожу, проанализировал работу Фонда кино, и мнение наше было следующим: деятельность его — а это 200 фильмов за 8 лет — понижает духовный уровень народа. Очень редко мы чем-то можем гордиться. Из 200 игровых художественных фильмов я лично могу назвать 7–8 картин, которые не предают кино как искусство.

А ведь в СССР наше кино, и сериалы в том числе, было на очень высоком уровне — и профессиональном, и творческом, и духовном, и художественном. Сейчас все это приносится в жертву в погоне за «абы чем-либо заполнить эфирное пространство». Центральные ТВ-каналы отказываются (у меня была беседа с одним из самых крупных телеканалов о поддержке игрового фильма) поддерживать игровое кино и делают упор на дешевые сериалы. Это ошибочный путь, ведущий к отуплению народа.

95 процентов наших сериалов — это бездарная, бездуховная драматургия: все шито на коленке белыми нитками. Это бездарная режиссура, бесталанные или опустошенные актеры, которые кочуют из сериала в сериал. Их стали именовать «звездами». Но тут я бы вспомнил Бориса Пастернака: «Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех». Идет очень опасный процесс предательства кинематографа, как искусства.

Возьмем хотя бы сериалы, в основу которых положены исторические события. Сразу вспоминается фраза Лермонтова: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно». Вот и я с печалью гляжу на эти антиисторические шокирующие сериальные упражнения. Но сейчас ведь все можно: нет редактуры, сценарии не проходят соответствующей экспертизы, когда эксперты возмущались бы: «Так нельзя, что вы творите?!» И нам надо к этому возвращаться, если мы не относимся к народу как к быдлу. К экспертизе надо относиться серьезнее.

Николай Бурляев: Телесериалы понижают духовный уровень народа Сергей Маковецкий (Пантелей Мелехов) в «Тихом Доне» Сергея Урсуляка, 2015 год / кадр из фильма «Тихий Дон»

Считаю ли я упразднение института редактуры политикой? Все есть политика. В том числе и то, что у нашего народа не было референдума, никто ведь не спрашивал нас, хотим ли мы перехода в капиталистическое светлое будущее. Нас просто взяли и ввели в капитализм, ввели в тотальный рынок. Но не все можно отдавать в частные руки, должен же быть какой-то контроль. Ведь все понимают, что атомную бомбу нельзя отдавать в частные руки. И экран тоже полностью нельзя отдавать в частные руки, в сферу вседозволенности.

Еще Пушкин был убежден «в необходимости цензуры в образованном нравственно и христианском обществе, под какими бы законами и правлением оно ни находилось»... И говорил, что нельзя позволять проповедовать каждому на площадях то, что ему в голову взбредет. И говорил, что государство имеет право остановить раздачу рукописей, если это вредит духу нации, а я бы еще добавил — и фильмов, и сериалов, и спектаклей.

Александр Сергеевич здесь абсолютно прав. Когда нет самоцензуры — а в рынке она полностью отсутствует, — тогда непременно нужен какой-то внешний контроль. Что мы людям выдаем, какой продукт? Теперь ведь «продуктом» стали называть любое произведение искусства. А знаете почему? Потому что тотальный рынок убивает искусство, культуру. Вот президент подписал очень важный указ в декабре 2014 года, который, как говорит наш министр Мединский, стал конституцией для чиновников, — об основах государственной культурной политики.

Только они очень плохо следуют этой конституции. Прошло почти пять лет с подписания этого документа, и я считаю, что президент должен подумать о подписании другого указа, очень важного для существования страны — приказа о выведении культуры из-под рыночных отношений. Культура и рынок — понятия несовместимые! Оттого у нас и сериалы сегодня такие.

Далее — считается, что существуют гипотетические пенсионерки-домохозяйки, которые смотрят такое кино, и у этого «продукта» высокие рейтинги. Но нынешние пенсионерки — это в прошлом кандидаты и даже доктора наук, все они получили неплохое образование в СССР и выросли на таких сериалах, как «Место встречи изменить нельзя» и «Семнадцать мгновений весны»...

Николай Бурляев: Телесериалы понижают духовный уровень народа Николай Бурляев (Иешуа Га-Ноцри) в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита», 1994 год / Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Но им больше нечего смотреть! Люди включают ящик и между делами поглядывают в него. Сегодня в красном углу стоят не иконы, а телевизор, через который на нас идет вся эта муть. Люди щелкают кнопки на пульте — деться-то некуда, — вот вам и рейтинг. Эти рейтинги — абсолютная фальсификация, не показывающая истинное отношение народа к этим сериалам. Я много езжу по стране, бываю на Дальнем Востоке и в Сибири.

И мне часто задают вопрос: «Что вы там в Москве, с ума посходили?! Вы что, нас за идиотов держите?! Что вы нам показываете?!» Кто придумывает эти рейтинги, я не знаю. Кого для них опрашивают — тоже большой вопрос. Я думаю, что это все подлог. Так удобно топ-менеджерам телеканалов, которые говорят: люди это смотрят.

Вообще было бы интересно посмотреть, кто руководит политикой на крупнейших каналах российского ТВ — что это за люди, где они учились, какой у них интеллект. Кто заказывает для нас всю эту «музыку»? Они считают, что делают то, что нужно народу. А это народу не нужно, это понижает его духовный уровень. Потому что если уж и выпускать на экран сериалы, то такие, какие делались в прошлом веке Сергеем Колосовым («Раскол»), или которые сегодня делает Владимир Бортко («Идиот»). Но Борткото — настоящий художник, он кинематографист старой школы. А складывается ощущение, что сегодня дают делать сериалы практически людям с улицы.

Что касается меня, то я, вы наверняка это заметили, уже четверть века не ставлю как режиссер и не играю в сериалах как актер. Вполне сознательно. Я в этом процессе рыночном не участвую! Я из него вышел. Потому что я не хочу участвовать в отуплении народа. Хотя мне много раз предлагали. Например, не так давно предложили роль генерала КГБ, подонка, который предает Россию. Я сказал: «Перепишите, сделайте так, чтобы этот герой отдал свою жизнь за Отечество». Переписывать не стали.

Николай Бурляев: Телесериалы понижают духовный уровень народа Сергей Маковецкий (Пантелей Мелехов) в «Тихом Доне» Сергея Урсуляка, 2015 год / кадр из фильма «Тихий Дон»

Сыграл другой актер. Сериал должен преследовать цель духовного исполнения промысла Божьего через экран. Сериал должен в каждой серии быть построен по законам драматургии. Сериал должен быть таким, чтобы в нем присутствовала магия киноискусства, то есть третье измерение жизни духа человеческого во Вселенной. Он должен отрывать человека от земли, делать его чище, выше, а не показывать алкоголиков-ментов или всем надоевших олигархов.

И такие особняки нам в этих сериалах показывают, что хочется сказать: «Боже мой, как же они далеки от народа!» Кроме того, в этих сериалах артисты часто кочуют из одного в другой. И ведь никому не приходит в голову посмотреть, что происходит с артистом внутренне, когда он включается в эту мельницу. Я тут задал вопрос одному народному артисту, зачем он играл в некоем сериале. Он мне ответил, что ему нужно было построить забор. Людям надо кормиться, и они этим себя оправдывают. А я на всю жизнь запомнил урок, который мне преподал Андрей Тарковский.

После «Иванова детства» и «Андрея Рублева» меня стали приглашать в 5–6 фильмов в год, я много стал играть. И как-то Тарковский мне сказал: «Коля, зачем ты это делаешь? Голодать будешь, умирать, но не торгуй собой! Не играй в том, за что тебе потом будет стыдно». Я это запомнил. Но кто так живет сегодня из наших актеров? И когда я вижу эти сериальные лица, я переключаю канал, а там — те же лица. Я не могу это смотреть. Я телевизор выключаю.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ 

Есть настоящие и действительно важные прорывы 

Сергей Урсуляк, лауреат Государственной премии России:

— Мне кажется, что на любой процесс следует смотреть в динамике. Ситуация с сериалами принципиально изменилась за последние десять лет, их уровень за это время разительно повысился, и большое количество первоклассных режиссеров работают сегодня именно в сериальном производстве. (далее...)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.