Некрасиво пить... Запретишь
Речь, разумеется, не о предложении повысить возраст продажи до 21 года. Тут общественное мнение страны будет вполне единодушно. Позиция «сынок, ты достаточно взрослый, чтобы держать в руках оружие, воевать и умереть за Родину, но слишком юн, чтобы покупать водку» выглядит... в общем, некрасиво выглядит. Так что хочется надеяться, что данное предложение будет в очередной раз отклонено.
Нет, речь о другом — об изоляции алкогольной продукции от других категорий товаров в отдельных помещениях магазинов, а то и вовсе ее продажа в специализированных магазинах.
Самое интересное — то, что для Москвы эта ситуация уже является совершенно обычной, хотя и не со стопроцентной распространенностью, конечно. Причем возникла она в результате естественного развития столичной торговли.
С одной стороны, супермаркеты без алкогольных отделов за последние годы стали вполне привычным явлением (особенно в спальных районах) просто потому, что многие из них расположены близко к школам и другим детским учреждениям. Что характерно — отсутствие данного вида товара вовсе не становится фатальным для таких магазинов.
С другой стороны, все большее распространение получают специализированные алкомаркеты. Не будем называть конкретные бренды, но соответствующие магазины — а их уже далеко не одна сеть — знакомы любому москвичу, хотя бы время от времени покупающему горячительное.
Более того, создается впечатление, что обычным алкогольным отделам в супермаркетах становится все труднее конкурировать со специализированными магазинами, поскольку они не могут предложить столь же широкий ассортимент напитков, не говоря уже о консультантах, способных дать квалифицированный совет в выборе вина или крепкого напитка.
С третьей стороны, несмотря на отсутствие строгих правил на этот счет, многие супермаркеты при наличии возможности сами предпочитают убирать алкогольные отделы в обособленные помещения.
В результате стоящий в данный момент в Рунете стон по поводу предложения об изоляции алкоголя в магазинах у среднестатистического москвича способен вызвать скорее недоумение: чего ругаться, если все своим ходом и безо всякого закона к тому идет?
И это действительно так. Москва выделяется только тем, что тут эти процессы начались несколько раньше и идут чуть быстрее, чем в остальной стране. Так что есть неплохие шансы, что через n-ое количество лет эта ситуация сама собой распространится по остальной стране.
Вопрос, скорее, в другом.
Когда уже довольно много лет назад в России начали «закручивать гайки» в правилах торговли алкоголем, причина данных решений была очевидна. Слишком уж тяжелое наследие осталось от 90-ых: круглосуточная торговля паленым алкоголем в любом ларьке, очень высокий уровень потребления спиртных напитков и в целом алкоголизм по стране. Именно поэтому все тогдашние меры встречали широкую общественную поддержку.
С тех пор обстоятельства изменились радикально, а главное — объемы потребления алкоголя (особенно крепкого) в России последовательно и устойчиво снижаются. Тенденции самые что ни на есть позитивные, и нет никаких признаков, что они могут измениться в худшую сторону.
Новый виток формального ужесточения правил продажи алкогольных напитков вряд ли повлечет за собой существенные результаты, зато позволит авторам инициативы в случае ее принятия приписать себе в заслуги дальнейший спад потребления спиртного, который бы последовал и без того. Он вызовет (уже вызвал) ропот все менее пьющего российского общества, раздраженного не возможным осложнением доступа к спиртному, а избыточными ограничениями и зарегулированностью всего и вся.
Сама по себе идея изоляции алкоголя от прочих товаров выглядит весьма разумной. Но представляется, что это тот самый случай, когда стоит предоставить процессам прийти к данной цели естественным ходом. Тем более что пример Москвы подтверждает, что ситуация движется именно туда.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции