Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Новелла. Лайка, хорошая моя

Развлечения
Новелла. Лайка, хорошая моя
Лайка ластится, шерсть длинная и шелковистая. Валька запускает руку в шерсть собаки, вытаскивает головки репейника / Фото: Дмитрий Захаров, «Вечерняя Москва»
Валентина Дмитриевна проснулась рано. От щебета птиц. Ее кровать — скрипучая, продавленная — стояла у немытого окна. Осторожно приподнявшись (пружины тревожно взвыли, она испуганно замерла, но мерный храп соседок по палате не прервался), Валентина отвела в сторону легкую занавесочку и поглядела на улицу.

Вернее, на краешек весенней улицы — только его и видно было с кровати: серый набрякший снег во дворе больницы, черные, будто набухшие, ветви березы прямо под окном. На ветке сидела задорная синичка с желтым пузиком.

Глазком черным и веселым посмотрела на Валентину Дмитриевну. Будто спросила: «Ну что? Как ты можешь сидеть взаперти таким ясным утром? Когда обе мы пережили страшную и холодную, кажущуюся бесконечной, зиму!» И спорхнула вниз. Осталась лишь тонкая березовая ветка, по инерции продолжавшая покачиваться на фоне синего, промытого неба. Чистого-чистого, так не похожего на все вокруг: на этот унылый двор, на тяжелый больничный воздух, на надтреснутую фарфоровую кружку с нарисованными на ней сиреневыми розочками.

Кружка стоит на тумбочке; тумбочка — маленький оазис частного пространства. В ней истрепанная книжка, которую Валентина читает, по полстраницы в день, уже два месяца — и до сих пор не может запомнить ни автора, ни названия; старый, пожелтевший журнал «Роман-газеты», датированный концом девяностых, с романом Нины Федоровой «Семья». Душевная вещь, хорошая; от нее щемит в груди. Жаль только, других частей журнала нет — и приходится вновь и вновь возвращаться к уже знакомым коллизиям, которые обрываются на самом интересном. Валентина перечитала журнал уже несколько раз — и, в очередной раз дочитав, потом долго ворочается без сна, несмотря на каждодневный укол снотворного. Думает о книжных героях. Как там у них? И вспоминает свою семью.

Героев своей жизни. Как там у них? Почему-то совсем не приходит на память «основная» жизнь. Сердцевинная. От десяти до шестидесяти пяти. Когда как раз и работа кипела, и дети рождались, и «на Марсе яблони цвели».

Оглянуться — не жизнь получилась, сплошная беготня. Почему-то из этого, самого продуктивного, казалось бы, времени память зацепила только коричневую дубленку с лисьим рыжим воротником и лохматую шапку, точь-в-точь как у героини «Иронии судьбы». Такие шапки тогда были модными. И длинный вязаный шарф темно-коричневого цвета, в тон дубленке. Вот это и помнится: зима, снег хлопьями. Она, Валентина, в расцвете женской своей красоты отражается в полный рост в зеркале проммага. Высокая шапка, дубленка, сапоги на «манной каше». Хохочет. Синие варежки… колючие. Вот, вспомнилось, что варежки были колючими. А кто отражается в зеркальной глади рядом с ней — не помнит. Мужчина какой-то. Высокий и в темном. Борода, кажется. Все.

Избирательная наша память. До мельчайших подробностей видеть вязаный узор варежек и затяжку на правой, с тыльной стороны ладони. Абсолютно забыть — будто стерли ластиком — лица и имена мужа, детей. Были же, наверное? Вот и на окне на разлинованном тетрадном листке бумаги лежит красное яблоко в черных точечках. На листке записка, накарябанная не очень внятным почерком, — Валентина иногда ее перечитывает. Начинается записка словами: «Дорогая мама!» и подпись: «Целую, твоя Лера». Кто такая Лера, о чем рассказывается в короткой записке — всего-то строчек пять, — Валентина не понимает. И кто все эти люди, о которых упоминает неведомая Лера, Валентина тоже не помнит.

Олег, Настя, Маргарита Васильевна, Лайма. Лайма — наверняка собака. Валентина пытается оттолкнуться от этого имени: Лайма, Лайма. Ко мне. Закрывает глаза, напрягает память.

Худые руки в пятнышках, похожих на гречку, приподнимает над клетчатым шерстяным одеяльцем, заправленным в сероватое застиранное постельное белье. Шевелит пальцами с коротко постриженными ногтями, пытаясь вспомнить ощущение: как они, руки эти, запускались в собачью шерсть.

Какая она была? Жесткая, как у фокса или уличного сторожевого пса? Мягкая, как у комнатной диванной китайской собачушки? «Лайма, Лайма, ко мне», — вполголоса, зовет Валентина Дмитриевна.

— Тише ты! Вечно ни свет ни заря вскочишь и людей пугаешь. Я главному пожалуюсь! — сердито поднимает седую лохматую голову с подушки соседка Римма.

Во сне Римма храпит как пьяный ямщик, днем громко хохочет и любит вспоминать, как работала завскладом и была большим человеком в городе. Счастливая Римма, память оставила ей целый багаж воспоминаний, которые можно перебирать, тасовать и так и эдак, рассказывать соседкам по палате в этом богом забытом доме престарелых в крошечной деревушке на Псковщине. Ее, этой деревни Сухово, и на карте-то нет. Есть село неподалеку — Таволжное. Обслуживающий персонал — главврач Евгений Федорович, две врачихи: серьезная Зинаида и молоденькая веселая Надюша-практикантка и две медсестры, да еще истопник и повариха Игнатюк—живут в Таволжном.

Село отличается от деревни тем, что в нем есть храм. Откуда-то это Валентина помнит. А кто такая Лера, которая «целует», и какая шерсть у Лаймы — не помнит. Да и точно ли Лайма — собака? Валентина Дмитриевна бессильно опускает руки на тощее одеяло, стараясь положить их так, чтобы они не попали на колючую шерстяную «начинку», а легли на хлопковую истонченную ткань пододеяльника. Старые, огрубевшие руки, они тем не менее хотят уюта и комфорта. И вдруг, как яркий солнечный луч, воспоминание.

Точно так же она, Валентина, Валюшка, делала в детстве. Лежала под окном, слушала птиц. И так же капало с крыши. А жизнь казалась бесконечной, и хотелось, чтобы быстрее уже проснулся и ожил дом, все закрутилось-завертелось. Собирались ведь пойти смотреть ягнят — отец сказал, уже можно. Три дня назад они только родились, крошечные, нежные.

И видеть их было нельзя, потому что можно было «засмотреть». А сегодня уже можно! Они, наверное, смешно переступают тоненькими ножками. Разрешит ли отец их погладить? Ох, быстрей бы проснулись сестры и брат. Мать-то вставала затемно, Валька слышала, как она гремела где-то в сенях ведрами.

А им, детям, сегодня можно было поспать подольше: весенние каникулы, и не надо в школу. Эх, если б не новорожденные ягнята, да эта птичка за окошком, Валька бы тоже дрыхла долго.

А теперь вот ждать, пока проснутся остальные. Руку нестерпимо закололо: она попала на колючую шерсть одеяла. Осторожно стала Валька перекладываться поудобнее, завозилась, острыми коленками начала толкать сестер. А потом сестра… Людка, точно, Людка.

Старшая. Сказала ей: «Не крутись, рано еще, мамке пожалуюсь, что спать не даешь». Они все вместе спали: Людка, Валька, Сонька. Все Коростелевы. Отчая фамилия. Сонька младшенькая. Голубоглазая, розовощекая, будто на щеках раздавили несколько ягод малины, и сок потек, и окрасил эти пухлые щеки заревым цветом.

Сонька была из них самая красивая. «Артисткой будет», — пророчили деревенские всезнающие бабки. Людка — самая самостоятельная и взрослая. Мишка, средний братик, самый веселый и бесшабашный. Родители любили его, сына, больше девчонок. Но те не обижались. Мишку нельзя было не любить.

Дом стоял возле реки, и весной вода поднималась почти до самого огорода. Могучие лиственницы и липы (их посадили задолго до того, как Коростелевы поселились в Луговке). Луговка — смешное такое название, то ли Пуговка, то ли Луковка.

Дом у них хороший был, старинный. С резными наличниками, с огромными яблонями, которые родили в удачный год яблоки мешками. Сначала ранние китайки, потом красно-желтые, необычайно сладкие, которые в Луговке почему-то называли земляничными, потом наступала пора яблок осенних, королевой среди них неизменно была антоновка. Желто-зеленая, будто полупрозрачная, кисло-сладкая, она бережно собиралась в коробки и отправлялась, пересыпанная опилками, в погреб. В лютый мороз можно было спуститься туда, в прохладное подземелье, и вдохнуть всей грудью запах осени и живого сада, тонкий яблочный аромат.

Валентина помнила эти годы так четко, будто только вчера бегала по улочкам Луговки, собирала грибы и ягоды, гнала вечером буро-черную корову Маслену домой. Помнила запах отцовского табака, ощущение, покалывание свежескошенной травы — когда бежишь босиком к реке. И это ощущение, когда погружаешься в долгожданную эту воду, теплую, будто парное молоко.

Как же так получилось, что была Валька смешливой девчонкой, а потом будто какой-то злодей украл всю ее жизнь — жизнь ведь была? И стала она вдруг старушкой, коротко остриженной, седенькой, в доме престарелых, среди таких же товарок. Из личного имущества — кружка, вязаная кофта, литые резиновые тапочки-шлепки порочного ярко-розового цвета, зачитанный до дыр журнал, книга, название которой не вспомнить. Байковый халат в огурец. Хотя, может, халат и больничный, так же как и белая длинная ночнушка. Вторая пуговичка сверху на ночнушке оторвалась.

Впрочем, какая разница. Шариковая ручка, блокнотик. Чтобы писать письма. А кому их писать, куда? Да еще яблоко на подоконнике. Уже чуть сморщившееся: укусить его не получится. Зубов-то нету.

— Филиппова! Валентина! К тебе пришли, — сказала после утреннего обхода медсестра Катька. Хорошая медсестра, Валентина Дмитриевна ее любила. Хоть и грубоватая (врачебная грубость в больницах скорее норма, защита от выгорания), но добрая.

Почему-то Валентину Дмитриевну звали здесь по фамилии «Филиппова». Ее это сначала удивляло, но потом она привыкла. Может, про Коростелевых здесь не принято было вспоминать? Кто знает. Филиппова так Филиппова. А имя оставили прежнее — Валя, Валентинка, Валентина Дмитриевна. Хотя «Дмитриевной» здесь никто не величал.

Все они тут были: Валентины, Полины, Александры, Екатерины, Светланы, Татьяны. Будто девочки. Лишенные отчеств и родных фамилий.

— Без роду без племени, — всплыло откуда-то в памяти выражение. Как песня. Валентина пропевала и пропевала ее внутренним голосом, пока ногами нащупывала тапочки, втыкала в них худые ноги, пока застегивала халат и шла по длинному зеленому коридору с облупившейся краской за медсестрой Катькой. «Без роду, без племени. БЕЗРОДУБЕЗПЛЕМЕНИ… БЕЗРОДУБЕЗПЛЕМЕНИ…» — пела, кажется, уже даже не мысленно, а в голос — пока спускались по щербатой лестнице (ух какой же холодный сквозняк, весенне-мартовский, а будто зимний).

— Ты выть-то брось, — построжала медсестра Катька. — А то того… Уколют и обратно отправят, голову лечить.

Навстречу Валентине Дмитриевне поднялась высокая тетка в пуховике. Немолодая, шумная. От нее пахло корвалолом и почему-то осенними астрами. Астры, лиловые и белые, росли у них в палисаде до первого снега, и их запах Валентина узнала бы из миллиона других. Он ей даже иногда снился… Просто корвалол перебивал этот почти неуловимый аромат.

— Валентинка! — крикнула женщина. — Нашла тебя наконец-то! Васька! И только тут Валентина Дмитриевна поняла, кто эта грузная неузнаваемая женщина. Людка, Людмилка. Сестра. Только она дразнила так в детстве Вальку — Васька.

Когда Вальке было семь, она тяжело заболела, и ее остригли налысо. Худая, ушастая, веснушчатая, она была похожа на мальчишку. «Васька! Васька!» — кричала ей Людка, а маленькие Сонька и Мишка повторяли.

— Людонька, Людонька, — заплакала Валентина. — Откуда ты, что я здесь… «Делаю» — надо было добавить. Но и так было понятно.

А Людка тискала ее, и плакала, и смеялась, и гладила по худым плечам под байковым халатом.

— Все косточки-то прощупываются, малышка ты моя! Ну я ужо тебя откормлю. Всех вас собрать решила вместе. Там и помрем, под родительской крышей. Да, так вот нас судьба пораскидала, но, верно, пришла пора собраться нам вместе. Вместе и доживать. А доживать-то нам, верно, много Бог отмеряет. А счастье, оно не только в молодости, Васька ты моя.

А потом, как в странном кино, Валентина наблюдала себя со стороны. Как сидят они, будто важные дамы, в плацкарте. И едут долго, целый день. Может, два. Валька и дольше бы ехала. Уж больно увлекательно Людка рассказывает — как бы и не свою жизнь, и не Валькину, а книгу пересказывает. Про то, что с Людкой в жизни было. Про то, что с Валькой было. Про то, что с Мишкой было. И с Сонькой.

Людка с мужем уехали на Дальний Восток, там на рыбном заводе работали, дети у них хорошие, внуки уже взрослые. Квартиры, машины. Все есть. А муж потом помер. Не переживают у нас мужики баб. И решила Людка на старости перебраться в родное Коростелево. Там Мишка живет бобылем. Так и не женился Мишка-красавец, балагур, хохотун. Но и не спился, как в деревнях бывает. Егерем там Мишка.

С бородой седой. «Чисто Дед Мороз!» — хохочет Людка. А деньгами Людкины дети помогают, да. Хорошие дети. Правильные. Все такая же веселая и решительная, как в детстве. А Сонька померла. От раковой болезни. Тридцать лет назад уже.

— А ты что ж, не помнишь? — спрашивает Людка и осекается.

А что Валька помнит-то? Налитые детские щеки да ясные глаза, кровь с молоком. Красивая будет, артистка — бабки про Сонечку говорили. И все.

Людка замолчала и поглядела в окно — за ним мелькают деревни, станции, перелески, озера какие-то. Большая наша страна. Небо над ней тяжелое сейчас, серое, вот-вот гляди снег пойдет. А вдруг и не пошел снег, проехали эту тучу, и солнце! Как будто из зимы в весну приехали. Быстро едет поезд. Чух-чух. Стук-стук колеса.

— Люд… А я?.. — робко спрашивает Валентина.

И Людка смотрит на нее карими своими глазами. Как вишенки глаза. Внимательные, цепкие. Точно так же смотрела Людка на Вальку в детстве. Только не было тогда вокруг Людкиных глаз столько морщин… Но Валька морщин и не замечает.

— А ты, Валюша, чай будешь? С лимоном. В тяжелом таком подстаканнике. Ох как я чай в поезде пить люблю! И тебе возьму. Сейчас к проводнице схожу, — говорит Людмила и быстро-быстро выходит за дверь.

А потом долго стоит возле проводницы и утирает слезы прямо рукавом, и рассказывает, захлебываясь:

— Она, Валька-то, умная была, инженерша. Самая из нас перспективная оказалась. Выучилась сама в институте. В самой Москве жила, замуж там вышла, дочку родила — Лерку-Валерку. Квартиру кооперативную купили. Три комнаты, балкон. Уровень. С нами и общаться почти перестали — порвалась ниточка. Я далеко, Мишка нелюдимый какой-то стал, родители померли. И Сонечка, младшая. Потерялись по жизни мы. Это я виновата — я ведь старшая. А потом как-то у Вальки разладилось. Муж помоложе себе нашел, другая семья у него. Лерка родила двух детей, да все от разных мужиков вроде, младший черноглазенький, чисто татарчонок. Старшую ее и не видела даже. Новый мужик — новое гнездо надо вить. А тут Валька заболела, забывать все стала. Уйдет из дома и адреса не помнит. Или газ включит и огонь зажечь забудет, пойдет Малахова смотреть. Беда. Ну, Лерка ее и определила в дом… этот самый. Пять лет уже там Валюшка моя. Ничего не помнит. Я ей уже третий раз про Лерку и внуков рассказываю. А она опять спрашивает. Опять. Ну да ладно. Я их сейчас в доме том соберу, в Луговке. И Мишку, и Вальку. Они младшие для меня навсегда. Хоть и сами старики. Будем с ними за грибами ходить, моркошку весной посеем, репу и лук. Там красота-то какая, дом на самом берегу, а весной вода поднимается аж до огородов. Венеция, сынок мой говорит. Ты лимон-то в чай положить не забудь, я с лимоном люблю. И сахара — два.

А Валентина смотрит в окно вагона. Леса, перелески... Дом на опушке. Просторный и светлый. Все сидят на крыльце. И Валя сидит, и Мишка, и голубоглазая Сонька в белой косыночке. Только сходили в лес за грибами. Сидят — чистят. Да и что там чистить! Один к одному грибки. Боровички — не червивые. Прибегает собака — Лайка. Полуовчарка. Но дворовая, конечно. «Как же я напутала, — думает Валентина. — Не Лайма, а Лайка! Лайка наша, Лаечка». Лайка ластится, шерсть длинная и шелковистая. Валька запускает руку в шерсть собаки, вытаскивает головки репейника.

— Тише, Лайка, хорошая моя.

И Лайка благодарно ей лижет руку.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.