Эксперты: Москва умеет сочетать качество и низкие цены
Ключом к исследованию британского агентства Economist Intelligence Unit был выбран всего лишь один показатель — стоимость продуктов, товаров и услуг, которые необходимы среднестатистическому горожанину. Сравнивались более 50 тысяч индивидуальных ценников по 160 позициям.
Так, например, буханка хлеба весом в один килограмм в Сингапуре стоит 3,40 доллара, в Париже 5,66 доллара, в Гонконге 3,91 доллара, а в Москве — лишь 0,16 доллара.
Впрочем, любая классификация зависит от точки зрения. Так, рейтинг качества жизни в городах мира Mercer, ежегодно составляемый одноименной международной консалтинговой компанией в сфере человеческих ресурсов по управлению персоналом, называет совершенно другие данные. Оценивая 221 город по 39 факторам, в числе которых политика, экономика, экология, личная безопасность, образование и здравоохранение, Mercer уже шесть лет подряд присуждает первое место Вене (Австрия). Москва занимает лишь 167-ю позицию.
А вот международная консалтинговая компания Resonance в своем рейтинге городов с лучшими условиями для жизни в прошлом году разместила Москву аж на шестом месте.
За основу экспертами были взяты такие критерии, как развитие инфраструктуры, возможность трудоустройства, культурная жизнь, уровень туризма и экономики. Так что, казалось бы, столь незавидную 102-ю строчку специалисты призывают воспринимать в положительном ключе.
— Первое, о чем говорят данные показатели, — наш рубль очень недооценен, — утверждает эксперт по управлению личными финансами, ведущий авторских семинаров по управлению личными финансами Антон Шабанов. — Если бы доллар стоил, как десять лет назад, результаты были бы иные. В подобных рейтингах всегда есть поправка на валютный риск. Эта схема имела бы смысл только в том случае, если бы перед долларом все были равны.
К тому же на общих показателях значительно сказались и выбранные критерии оценивания городов.
— Обратите внимание: этот рейтинг отличается от предшествующих аналогов, которые ставили Москву на одно из первых мест по дороговизне, — считает эксперт Российского института стратегических исследований, кандидат экономических наук Михаил Беляев. — Дело в том, что товары потребительского спроса — это очень узкий и специфический спектр. И в сравнении с другими странами они действительно дешевые. Если забыть о брендах, у нас не очень дорогая повседневная одежда, да и товары бытового назначения куда более доступны, чем на Западе.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Руслан Гринберг, руководитель института экономики РАН, академик международной академии менеджмента:
— Москва — это серьезный мегаполис, стоящий на одном уровне с Лондоном, Парижем, Берлином, в том числе и по ценовой политике. Поэтому цифры, приводимые Economist Intelligence Unit, я поставил бы под сомнение. Наверняка они связаны со стагнацией покупательской способности.