А еще в шляпе!
Так вот, для современных молодых людей с высшим образованием поясняю: когда-то человека с высшим образованием легко можно было отличить вовсе не по синему значку-ромбику, каковые значки всем выдавали вместе с дипломом, но их никто не носил… А по шляпе. Шляпа была признаком интеллигента. В шляпе нельзя было ругаться матом и вообще вести себя некультурно. Ибо простой народ, сам не отличающийся изысканными манерами, оскорблялся, укоризненно качал головой и говорил фразу, вынесенную в заголовок.
Прошли те времена!
И матом уже можно — мат сейчас неотъемлемая черта интеллигенции, и с общей образовательной культурой как-то напряженно… Недавно вот моя жена с удивлением выяснила, что встреченная ею молодая выпускница вуза не знает, является ли ежик млекопитающим или нет. Да что там ежик! Многие квадратный корень из ста не могут извлечь в уме! При этом Россия лидирует в списке стран с количеством населения, имеющим высшее образование. Точнее, имеющим диплом о высшем образовании. Или, как раньше говорили, «корочки»…
Все по старой памяти стремятся получить «вышку», и это похвально, но что же это за образование такое, если молодой экономист не знает значения слова «девальвация»? Что же это за образование, если 63 процента выпускников не работают по полученной специальности?
И ладно, если человек сам заплатил за свое «обучение» (хотя дешевле было купить диплом в переходе с тем же результатом), но почему мои деньги, как налогоплательщика, должны идти на обучение бюджетников? Зачем их вообще учить, этих бюджетников, если они все равно в большинстве своем не работают теми, на кого их выучили?
К чему эта отрыжка социализма, плодящая табуны литераторов, философов, филологов, историков, экономистов, почвоведов, непонятных инженеров?
Всяк сверчок должен знать свой шесток. Россия в экономическом плане — сверчок не сильно большой, ее ВВП меньше 2 процентов от мирового. Ей не хватает рабочих рук. Так какого рожна она готовит за счет казны мириады «образованцев», которые потом работают курьерами или установщиками домашней техники? США производят четверть (!) мирового ВВП, и они подобной расточительностью на страдают. Там человек берет кредит на обучение, или работает во время обучения, или получает гранты от частных фондов, если дико талантлив. И потому к выбору будущей специальности американец подходит осознанно — ему нужны знания, а не корочки. Поэтому высшее образование в Америке не девальвировано, как у нас.
А мы прошляпили наше образование. Оно нуждается в реформе. Так почему бы и нам не сделать все высшее образование платным?
Хочешь быть медиком? Или бери кредит, по которому будешь расплачиваться, устроившись в частную клинику, или езжай в городскую больницу Урюпинска на три года, и государство рассчитается по твоему кредиту, а ты будешь сидеть там на мизерной зарплате.
Хочешь быть инженером? Завод заплатит за твое обучение, а ты за это обязуешься отработать пять лет в горячем цеху.
Хочешь быть специалистом по античной философии? Ну, прости, брат. Ищи гранты и частные пожертвования среди богатых любителей античной философии.
А иначе складывается странная ситуация — государство выучило за свой счет инженера-металлурга, а он ни дня не отработал на заводе и пишет сейчас дома в уютном кресле вот эту колонку…
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции