Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

За кулисами «Ленинки», или чем закончилась сказка про репку

Сюжет: 

Специальный репортаж
Развлечения
За кулисами «Ленинки», или чем закончилась сказка про репку
Улыбчивый гид Анастасия Антипова провела корреспондента «ВМ» по залам / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Знаменитая «Ленинка», она же Российская государственная библиотека, объявила о новых экскурсиях и проектах: теперь побывать в главном книжном храме страны можно после закрытия библиотеки и ухода посетителей. К тому же открыт для посещения и отреставрированный в прошлом году знаменитый на весь мир Третий зал. 

Кроме того, в «Ленинке» научат собственноручно делать изумительные альбомы, а также экслибрисы для личной библиотеки. Чтобы посмотреть, какие еще чудеса обещают нам новые маршруты по главной библиотеке столицы и страны, в РГБ отправился корреспондент «Вечерней Москвы».

Знаменитый рукавишниковский Федор Михайлович, сидящий перед библиотекой в состоянии душевного томления и печального уединения, приветствие игнорирует. «Самые начитанные голуби» столицы, его личные друзья, «гулят» на площадке, не пугаясь шагов прохожих. Мой путь — классику за спину, в третий подъезд, где я никогда не была — служебный вход. Но моя экскурсия начинается там: пара минут, и улыбчивый гид Анастасия Антипова уже ведет меня какими-то коридорчиками, причем я совершенно не понимаю, куда мы идем: переходов слишком много, чтобы успеть все запомнить.

— А у вас тут по ночам бродят всякие тетки в длинных платьях, не дочитавшие чего-то с прошлых веков? — интересуюсь по дороге.

Слава богу, за откровенно сумасшедшую Настя меня не приняла.

— Ну, когда-то кто-то что-то рассказывал, конечно, из старших сотрудников, но сама ничего такого не видела.

О, представляю, с моим-то воображением, что за действия тут разыгрались бы! Аккурат после полуночи набежали бы всякие институтки, задолжавшие книжки студенты, пришла чинная профессура. А может и сам основатель библиотеки Николай Петрович Румянцев прогулялся бы по залам, дивясь тому, как разросся его дар городу и государству. Он был бы изумлен и доволен. Впрочем, привидениям тут сегодня было бы нелегко: всюду охрана, все под замками, как и положено, собственно. Обратно я точно одна не выйду: бубню себе под нос, мы проходим в лифт, который едет дольше, чем я изначально думала, и выходим... Уф... Только не спрашивайте, где. И так голова кругом.

СОННОЕ ЦАРСТВО

В этом фантастическом сооружении... Нет. Не так. Представьте себе 9 этажей высотой по пять метров. Теперь разделите каждый этаж пополам плотными решетками. Получится 18 ярусов. Есть и еще один над ними — технический. Тоже с книгами... Тут, при температуре 18–20 градусов и 50 процентах влажности, они и хранятся. Разложены книги по формату — так удобнее, — наряжены в плотные мундиры, если своя обложка была мягкой, описаны на верхней части «координатами», позволяющими быстро их разыскать. Мне кажется, они стоят в полудреме — эти бесконечные ряды безмолвных, но очень умных рукотворных созданий с разной судьбой, разными «поклонниками» и разной востребованностью. И тут их... 30 миллионов. А всего в библиотеке на 17 миллионов больше — 47!

За кулисами «Ленинки», или чем закончилась сказка про репку Ленин, многотонный, — не сдвинули и во время ремонта, разве что помыли и почистили хорошенько — сидит в конце зала, возвышаясь над всеми / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

— Как-как их расстановка называется? — бестолково перебиваю я Настю.

— Форматно-крепостная, — терпеливо объясняет она.

Ну да, понятно. По формату и на «закрепленном» месте. Ага.

Тут и правда собрано все мыслимое и немыслимое. Наугад тычу в книжку — вот это что? Святые угодники. «Экономическое ревю» Нигерии 1985 года. Если надо, обращайтесь, тут и не такое есть! Потрясете всех знаниями.

КНИЖНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА 

Ряды сонных книг остаются позади, мы перемещаемся дальше. Хм, размышляю я, топая вслед за Настей по лестнице, и меня хотят уверить, что в таком месте, которое мы сейчас покинули, нет привидений!

Но в следующем зальчике их точно нет: тут слишком... технократично. Посреди старой обстановки проложена настоящая железная дорога, по которой катаются симпатичные красные вагончики, деловито перевозя книги. Куда — им укажет одна из тех милых женщин, которые по деликатному звонку подъехавшего «вагончика» выходят его встречать, забирая книги для раскладки, возвращая на место. Наблюдать за вагончиком мне, гуманитарию, страшновато: он и правда действует рассудительно, как живой. Хоп — поехал, потом перевернулся вниз головой, но корзину с книгами лихо вывернул так, чтобы ничего из нее не выпало. Потом подумал и перестроился на другой путь. Пока я, открыв рот, наблюдаю за этим чудом, из-за угла выезжает еще один вагончик и деловито причаливает к «станции».

За кулисами «Ленинки», или чем закончилась сказка про репку Они стоят в полудреме — эти бесконечные ряды безмолвных, но очень умных рукотворных созданий с разной судьбой / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

— Телелифт швейцарского производства — наш большой помощник. Старая система (она сохранена неподалеку и похожа на советского образца карусели) помогала, конечно, но намного медленнее. И вертикальный конвейер Суханова спасал.

Настя показывает спрятанное в стене устройство. Его действие понятно: принял груз — тот и поехал вниз или вверх, груз приехал — спускается по роликовому приемнику... Суханов, кстати, был сотрудником библиотеки. Представляете, тут еще и изобретатели работали! Правда, чуть позже Настя заметит, что когда-то в библиотеке вообще работали одни мужчины... Подивившись на технические чудеса и новации, отправляемся дальше. Стыдно признаться, но в сознании моем библиотека до сих пор — ряды книг на полках. Стыдно, конечно, так отставать!

ЧЕМ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ «РЕПКА»

Ну а теперь поднимается в одну из многочисленных комнат основного фонда. Тут, бережно прикрытые лутрасилом, ждут посетителей эффектные издания, осмотр которых меняет представление о книге как о просто бумажном типографском изделии. Ох, хорошо я не успела схватить первую приглянувшуюся красотку руками, вот был бы позор! Настя, прежде чем коснуться этих шедевров, аккуратно надевает на руки тончайшие перчатки.

«Азбуку в картинахъ», причем именно в картинах, а не в картинках, великий Александр Бенуа рисовал для сына. Сейчас, конечно, он не стал бы «париться», вручил малышу смартфон, закачал бы туда что-нибудь мозгообразующее и отправился курить бамбук или пить пиво. Но тут история другая. Он проиллюстрировал каждую букву маленьким шедевром, выписанным с любовью. Открываю начало — «Арапъ». Даже слово это уже почти забыто. Но какая в нем эстетская толерантность!

За кулисами «Ленинки», или чем закончилась сказка про репку Посреди старой обстановки проложена настоящая железная дорога, по которой катаются симпатичные красные вагончики / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

В трогательной до слез «Поваренной кухне для кукол» («Светлячокъ, 1907 год) меня доводит до исступления рецепт «Муссъ из краснаго вина»: дети, готовившие его для чаепития с куклами и пупсами, рано приучались к хорошему... От созерцания «Библии» с гравюрами гениального Гюстава Доре щемит сердце, а от его же рисунков к переведенным Тургеневым сказкам Шарля Перро, — по сути, настоящим детским ужастикам, — бросает в дрожь. Впрочем, когда встречаешь вполне узнаваемые по собственному детству книги, испытываешь трепет не меньший: ой, Билибин, помню, ой, тот самый дядя Степа, ой...
 
Книги, которые мы успели посмотреть, Настя аккуратно и нежно укрывает. Она обращается с ними, как с живыми, но спрашивать, не боится ли она, что людоед из сказки цапнет за палец, не рискую: точно выведут. Но сделала мой день неожиданно «Репка» 1926 года издания. Никакого Дедки, никакой Бабки, Жучки и Внучки! Сопротивляющуюся, криворотую, явно буржуазную Репку тащат последовательно Медведь, Волк, Лиса, Заяц, Белка и Мышь. Ну а когда ее уже изъяли из земляной берлоги, где она наверняка скрывала недоимки, аккурат после «вытянули Репку» появляется еще одна страничка: «Да здравствует коллектив!». Держит его Лягушонок. Браво.

В другом зале — книги из библиотек царских особ. Роскошные обложки, переливающийся муар и кожа, изысканность — это книги дамские, Александры Федоровны старшей (той, что была супругой Николая I) или Александры Федоровны последней. Эту книгу как минимум листал Николай II, а эту изучал царевич Алексей. Интересно, что...

Настя раскрывает:

— «Сражение», по сути, — аналитика военного опыта, приобретенного в Восточной Азии в 1904-05 год... Экслибрис царевича — какой-то очень детский, незащищенный. Мальчик изучал военный опыт. Хотел стать достойной сменой отцу...

УШЕДШЕЕ ИСКУССТВО 

В книге XVIII века, посвященной естественной истории, изумительно прорисованные животные несколько смущают своим видом. Настя объясняет:

— Рисовали-то по описанию, не все же животные были доступны для «обозрения». Вот почему тут такие странноватые жирафы, да и лоси...

Они не просто странные, они смешные. Один кажется мне похожим на Пушкина, но Насте эта шутка явно не нравится. А я думаю, Александр Сергеевич оценил бы. И уж точно не прошел бы он мимо вот этого дива дивного: на одной из страниц стоит на земле, подняв голову, единорог. Феерия. Неужто были? Хотя откуда...

За кулисами «Ленинки», или чем закончилась сказка про репку Где-то мелькает Кремль — кажется, далеко внизу / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Дивно и в размер с настоящими нарисованы и птицы, и цветы. Они кажутся шелковыми, ну или вышитыми гладью.

— Они раскрашены вручную. Но их раскрашивали особыми красками, в которые добавляли толченые драгоценные камни, поэтому краски и не теряют цвет. А вот эту книгу-альбом (Настя не без труда открывает огромный фолиант) недавно один наш гость назвал в шутку «Инстаграмом».

За кулисами «Ленинки», или чем закончилась сказка про репку Птицы и цветы кажутся шелковыми или вышитыми гладью / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Ну да. Хоть не селфи. Все увиденное в Индии и в Азии художник прорисовывал с фотографической точностью, а потом это еще и печатали особым способом, делая хромолитографии. Описанию не поддается, какая красота! А еще я теперь знаю, как называются специальные уголки на ножках, которые приделывали на самые тяжелые книги! Жуковины! Жу-ко-ви-ны! Чудо! За это можно все отдать!

ТРЕТИЙ ЗАЛ

Пока мы идем в святая святых всех любителей чтения — Третий зал — вспоминаю, как трудно и даже невозможно было когда-то записаться в эту библиотеку. Сейчас это можно сделать за пять минут от силы для любого, кому исполнилось 14, и кто не поленился получить паспорт. Благодаря техническим новинкам книги теперь приходится ждать совсем не долго, возможен и заказ онлайн: тогда ты приходишь, а они тебя уже ждут. Знаменитые галереи, окололестничное пространство сегодня освобождены от шкафов и отданы читателям, которых и тут уйма. Но Третий зал — история особая.

Приоткрыв дверь, Настя проскальзывает в зал и просит не шуметь. Тишина почти идеальная: шелест страниц, не более. Ну здравствуй, красавец... Известный всем, кто видел «Москву слезам не верит» читальный зал РГБ огромен и похож на зал бальный, только вот танцевать негде: все места заняты уютными столами с зелеными лампами. 464 места! Самый большой читальный зал в Европе, между прочим... Аккуратно, стараясь не скрипнуть, поднимаемся по боковым лестницам на галерею. Места внизу все заняты — это видно сверху. Постараемся не мешать.

За кулисами «Ленинки», или чем закончилась сказка про репку Тишина почти идеальная: шелест страниц, не более / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

— Зал этот как построили, так и не ремонтировали больше, — шепчет Настя. — Представляете? А когда решили ремонтировать, оказалось, вся мебель к полу и стенам прикручена, никак ее не снять, так что делали все тут, на месте. Бюсты (они парят и над нами, и по всему периметру зала) никогда не мыли, но иногда сверху красили белой краской. Реставраторы их от лишних слоев краски отмывали. Иногда только после этого становилось понятно, кто изображен...

Среди скопища поэтов-писателей женщина лишь одна — Надежда Крупская. Ну, может, она и не самый великий писатель, конечно, но библиотека-то Ленина, думаю я, пытаясь оправдать как-то эту нелепицу. Надо мной красавец Маяковский, усатый Горький смотрит в зал: а что, товарищи, читает кто-то «Клима Самгина»? Если есть вопросы, отвечу...

За кулисами «Ленинки», или чем закончилась сказка про репку Все увиденное в Индии и в Азии художник прорисовывал с фотографической точностью / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

— Когда бюсты отмыли, на одной из них под краской обнаружили надпись «Саша + Маша» или что-то такое. Представить невозможно, кто и как это мог нацарапать! Бюсты же на такой высоте! А вы говорите, нет привидений. Ха! Они и нацарапали, кто же еще. Ленин, многотонный, — не сдвинули и во время ремонта, разве что помыли и почистили хорошенько — сидит в конце зала, возвышаясь над всеми. Конечно, с книгой. Если это не Донцова, то либо «Капитал», либо «Манифест Компартии». Вокруг — Маркс и Энгельс, над ними — отреставрированное полотно художников студии Дейнеки — Дмитрия Мерперта, Бориса Казакова и Якова Скрипкова. Вот это картина!

— А вы знаете, кстати, — Настя указывает за окно и на фотографию на стене, — а раньше полотно Иванова «Явление Христа народу» хранилось вот там, в Ивановском зале. Там, говорят, был уникальный зрительный эффект: Христос входящим казался очень далеким, и ты шел к нему, но чем ближе к нему подходил, тем выше он взмывал... Ну а сейчас он в Третьяковке.

Киваю, понимая, что Насте отчасти печально от этого, ведь размеры гениального ивановского полотна таковы, что только вот в таком Третьем зале и смотреть... Но зато тут есть свое полотно. Совсем другое, да. На нем народ пашет, как подорванный, на благо советской власти и грядущего коммунизма. Такие деловитые люди, сосредоточенные.

— А видите женщину там, на заднем фоне, с открытой книгой в руках? — Анастасия поднимает руку. Женщину вижу. Как не увидеть! Книгу держит, как транспарант.

— Мерперт, Казаков и Скрипков там написали «Сие благовещание написано…».

Вот это да. Пожалуй, это одна из самых сильных шуток, которые я слышала! Понимаете, в каком году создавалось? Вот. Поди пойми загадочную душу художника...

...Голова окончательно закружилась от увиденного и услышанного. Пора выбираться. Где-то мелькает Кремль — кажется, далеко внизу, я и не думала, что библиотека такая высокая. Да и фарфорово-утонченный, если смотреть от Кремля, Дом Пашкова отсюда — почти малыш.

За кулисами «Ленинки», или чем закончилась сказка про репку В другом зале — книги из библиотек царских особ / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Дело остается за малым: прийти сюда еще раз, когда тут никого не будет. Нужно пройтись по дому в тишине, послушать его. Несомненно, он вздыхает по ночам, он же живой, устает за день. И надо выяснить, наконец, у неожиданно появившегося из-за угла любезного Николая Петровича Румянцева, не поражают ли его компьютеры, доволен ли он идеальным порядком в картотеках, ну и главное — есть ли тут привидения.

А как попасть на экскурсию — легче всего выяснить на сайте. Маршрутов стало больше, поскольку в последнюю «Библионочь» «Ленинка» чудом справилась с наплывом всех желающих посетить ее. Будет желание — приходите обязательно, не пожалеете. И Николаю Петровичу привет. У него 3 апреля день рождения. Будет рад гостям. 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.