Информация в виртуале становится самой востребованной

Hi-Tech

Ежегодная конференция российских интернет-СМИ i-СМИ-2009 состоялась в декабре. Ее участники озвучили множество сюрпризов, преподнесенных минувшим годом, совокупное информационное поле которого оказалось не совсем таким, каким его предполагали сегодня увидеть, строя прогнозы на старте 2009-го.[b]Не оправдавшие надежд[/b]Помнится, примерно год назад, когда сетевые журналисты и менеджеры собрались на аналогичную конференцию во второй раз, только и разговоров было, что о кризисе. И перспективы рисовались самые что ни на есть мрачные. Действующие информационные сайты в 2009-м будут-де загибаться. Инвесторы всенепременно уйдут с рынка. И никаких вам новых проектов. И вообще, информационное поле Интернета бурьяном зарастет.И что? Сергей Плуготаренко, исполнительный директор РОЦИТа (Российского центра интернет-технологий – [i]www.rocit.ru[/i]), основного организатора конференции, открывая ее, с легким сердцем и не без удивления констатировал: а ведь ничего такого не произошло! Существующие сетевые СМИ в подавляющем большинстве выжили. Появилось несколько новых, очень ярких, стремительно собравших аудиторию проектов. Активно нарастили информационный потенциал социальные сети, блогосфера. Что до рекламы, то Интернет не только отобрал тут вторую позицию у печатных изданий (ряд из которых, кстати, перестал существовать в своем «классическом» виде, полностью перейдя на сетевую версию), но и вплотную «подпирает» ТВ.Поддержала Плуготаренко в этом и Галина Тимченко, руководитель авторитетного информационного проекта Lenta.ru ([i]www.lenta.ru[/i]), – она тоже была весьма оптимистична, в том числе и в обозначении основных трендов, тенденций развития отечественных сетевых средств массовой информации.Да, проблем, в том числе и юридических, на этом информационном поле еще хватает – непонятно, например (законодателям все как-то недосуг этим заняться), кто и как должен нести ответственность за пользовательский контент в рамках Web 2.0 – хозяин сайта или непосредственно автор. И самое главное – как этого ответственного к этой ответственности привлечь. Да и пришествия гражданской журналистики, которую давно уже ждут в Рунете «со дня на день», так до сих пор не произошло.Ни блогерам, ни иным частным пользователям пока не по силам угнаться за профессиональными журналистами – ни в первенстве подачи «горячего» факта, ни, что важнее, в его осмыслении. Даже когда в стране случились жуткие техногенные и иные катастрофы, другие трагические события, не было (или почти не было) в рунетовских блогах впечатлений очевидцев. Почему? Как видно, очевидцы те – не блогеры. Или блогеры – не очевидцы. Отдельные исключения отнести следует как раз к… блогам журналистов-профессионалов.«Видоизменился», впрочем, под влиянием своего виртуального «инструмента» и сам сетевой журналист: он теперь стремится и способен сам создавать мультимедийный контент. То есть сам ищет информацию, сам определяет ее потенциальную аудиторию, предлагает и текст, и видео, и фото, а следовательно, сам выбирает форматы представляемой информации, сам назначает степень интерактивности своего материала.Информация в блогах, конечно, есть, но она, как правило, очень субъективна и сумбурна. Это скорее пока просто одно из зеркал общественного мнения, чем полноценный информационный ресурс. По крайней мере сегодня. И по крайней мере в Рунете. Да, одну только политику мониторят нынче около 16 тысяч русскоязычных блогов.Но как? Больше всего на них того, что в Сети принято называть «контентным шумом». Болтовни.[b]Хочется – не хочется – перехочется[/b]Подлинным же зеркалом нынешнего состояния российского общества стала – неожиданно для всех – проведенная сайтом [i]www.imhonet.ru [/i]акция «Слово года». Ее итоги явно стали сюрпризом даже для огласившей их Елены Лебедевой, PR-директора ресурса «Имхонет». «Еще накануне в народном голосовании по номинации «Словотворчество – неологизмы» лидером было слово «брехлама» (одновременно и реклама, и брехня, и хлам), но в последний день его обошел другой неологизм – «нехоть», с ударением на первом слоге, то есть состояние, когда ничего не хочется», – удивлялась она.Грустный, согласимся с Еленой Лебедевой, лидер нынче в массовом сетевом сознании. Неужто все так безнадежно, что уже и ничего не хочется? Воздержусь от (неизбежно политизированных) выводов.Скажу лишь, что на втором-таки месте в этой номинации – пресловутая «брехлама» («любим» мы ее, родимую), а на третьем – слово «нана-технологии» (именно с «а» во втором слоге) со смыслом – предвыборные подачки. Параллельно с народным голосованием свой выбор делало и профессиональное жюри, которое назвало под номером один именно последнее из указанных слов, 2-ю позицию «подтвердило», а на 3-м месте, по его мнению, слово «державничать» (вести себя державно, великодержавно).Основной, однако, в конкурсе была не эта номинация, а «Слово года» как таковое, включая слова, давно уже существующие в языке. Тут, по оценке рунетовского «народа», самым популярным оказалось слово «антикризисный», далее – «зомбоящик» (наш всенародно любимый телевизор) и «медвепутия» (родная страна). Составлять словосочетания, предложения, пословицы и поговорки из понятий-победителей каждый волен по своему вкусу. Профессиональное жюри было в этом случае более политкорректным: «перегрузка», ЕГЭ, дуумвират – такие вот лидеры.Очень показательны и так называемые «Выражения года». Народное голосование избрало такую тройку: «вторая волна кризиса» (ждем не дождемся что ли?), «крепкое кофе» (малограмотные реформаторы родного языка, как видно, сильно достали народ) и «голодообразующее предприятие» (в пояснениях не нуждается). Профессионалы же предпочли популярную оговорку «дезавуировать народ», вывернутое клише «новые бедные» и страшилку-2009 «свиной грипп». Последняя из номинаций называлась «Словосеть» – то есть словечки про Интернет.И тут обе «судейские коллегии» сошлись во мнении, назвав самым популярным «гуглик» – как единицу известности в сети, своего рода новую Интернет-валюту. Наши поздравления представительству Google Russia – друзьям и постоянным партнерам портала [i]www.vm.ru[/i]! На вторых местах – «френдёж» как расширение списка френдов, друзей (у «народа») и «вампьютер» как компьютер, на который вы «подсели» (у профи). Народное голосование это же слово назвало 3-м, тогда как профессионалы включили в призеры еще и «осетить» (вывесить в сети).[b]Саморефлексия[/b]Организаторы акции «Слово года» утверждают: она направлена на то, чтобы общество включилось в процесс саморефлексии, попыталось осознать себя – через слово.Что говорить, словесный портрет времени, а точнее, 2009 года складывается не слишком оптимистичный. Насколько он объективен? Не нам судить.Свои итоги года вполне может – не в виде «отчета», а, скорее, в качестве все той же саморефлексии – подвести и Портал городских новостей «Вечерняя Москва» ([i]www.vm.ru[/i]). Если оперировать цифрами, то суточная посещаемость нашего сетевого ресурса в 2009-м заметно увеличилась – до 15–20 тысяч уникальных посетителей (а бывают дни, когда к нам заглядывают и по 55 тысяч человек).Если вспомнить, что еще год назад этот показатель с трудом цеплялся на 10 тысяч… а всего 3 года назад, когда наш портал только затевался в обновленной версии, сюда заглядывали человек 300 в день, то, пожалуй, есть чему порадоваться. Мы очень надеемся: вам с нами интересно. Потому и чаще стали в гости заходить.Обещанного же «ясновидцами» от политики и экономики кризисного обвала не случилось и у нас. Ну а сейчас вроде бы и кризис почти что «отменили» – как видно, все, что надо было им оправдать, уже произошло (это как со свиным гриппом: распродали фармацевты залежи антибиотиков – и мир стал «выздоравливать»).Так что жить будем. Мы. Рунет. Страна.[i]Konstantin.Isaakov@vm.ru[/i][b]В ТЕМУ[/b]- РОЦИТ (Российский центр интернет-технологий) – основной организатор RIW-2009. Существует с 1996 года. На [i]http://rocit.ru [/i]очень много полезной информации об основных проектах РОЦИТа, среди которых – ежегодная Премия Рунета, конференции i-СМИ и многое другое.Представлены и партнеры РОЦИТа – государственные структуры, общественные организации, Интернет-бизнес.- Сайт «Имхонет» ([i]http://imhonet.ru[/i]) позиционирует себя как рекомендательный интернет-сервис, помогающий выбрать – что читать, смотреть, слушать. Это и литература, и кино, и музыка, и игры, и даже некоторые товары. Здесь можно поделиться впечатлением или идеей, пообщаться в блогах.«Фенькой» сезона стало для этого сетевого ресурса проведение (впервые в России) конкурса «Слово года», очень популярного во многих развитых странах мира.- [i]www.vm.ru[/i] – Портал городских новостей «Вечерняя Москва» в 2009 году впервые был среди номинантов Премии Рунета. И не беда, что на сей раз премию нам не дали. Это, мы убеждены, еще впереди. Потому что ресурс наш развивается, набирая популярность – нет, не с каждым годом, а с каждым месяцем.В нынешнем году на нашем сайте стали доступны новые сервисы. Появились ВМ.Опрос и ВМ.Игры, размещаются видеоролики, иллюстрирующие актуальные события, заработали разделы ВМ.Авто и ВМ.Афиша.А главное – информационный контент стал еще более оперативным и еще более интересным. Заходите в гости почаще – не пожалеете!

Google newsYandex newsYandex dzen