В Москве кофеманам придётся раскошелиться

Общество

Покушать мы все, в принципе, не дураки. Но от красной икры или, к примеру, омаров можем и отказаться. А кофе – смогли бы вы запретить себе чашечку крепкого утреннего кофе? Между тем новостные ленты нынче пугающе однообразны: кофе будет в дефиците, цены резко поползут вверх. Неужели правда?Мы решили уточнить, не останемся ли, не дай бог, в этом году без кофе, а посему устроили «допрос» с пристрастием генеральному директору Российской ассоциации производителей чая и кофе («Росчайкофе») Рамазу ЧАНТУРИИ.[i][b]Растворите меня![/i]– Рамаз Отариевич, России требуется ежегодно 167 тысяч тонн чая. А сколько мы выпиваем кофе?[/b]– Каждый год нашей стране необходимо 115 тысяч тонн кофе – растворимого, жареного, молотого, различных кофейных смесей.[b]– А это много или мало, если сравнивать наши запросы с предпочтениями держав – лидеров по части выпитого кофе?[/b]– Мало. В России на душу населения приходится порядка 750 граммов кофе в год. В европейских странах выпивают 4–8 килограммов ежегодно. Признанные кофеманы – финны, в Суоми каждый гражданин этой маленькой страны заправляет свой организм более чем 12 килограммами кофе. Разница, конечно, колоссальная. В чем причина? Во-первых, Россия все-таки традиционно предпочитала чай. Кофейные традиции стал прививать стране Петр I, горькое заморское чудо долгое время пили лишь аристократы.Кофе оставался для России экзотическим напитком практически вплоть до начала 90-х годов XX века.Кофейных продуктов было крайне мало – в Союзе их производили несколько пищевых комбинатов (Московский, Ленинградский, Одесский, знаменитый кофе-цикорный комбинат в Ростове Ярославской области) в объемах, не превышающих 15–20 тысяч тонн.Отправной точкой реального проникновения кофе в отечество наше можно считать 1991 год. В страну хлынул импорт, и между потреблением чая и кофе установился некий баланс.В России к 1990 году выпивали 220 тысяч тонн чая и около 10 тысяч тонн кофе (точнее сказать, кофейных напитков). Дефицит оценивался в 50 тысяч тонн чая.Сравните, нынче мы выпиваем 167 тысяч тонн чая и 115 тысяч кофе. Потребности в горячих напитках те же, правда, качественное насыщение совсем иное.Как мы видим, кофе заметно потеснил чай в нашем питейном рационе, хотя превалировать над традиционным русским напитком, полагаю, он не будет еще в течение многих лет.[b]– Специалисты утверждают, что Россия занимает чуть ли не первое место в мире по потреблению растворимого кофе, в то время как в Европе предпочтение отдают кофе в зернах, не так ли?[/b]– Верно. У нас 80 процентов продаж приходится на растворимый кофе и 20 – на жареный молотый.Кстати, вплоть до конца 80-х годов в Соединенных Штатах пили в первую очередь именно растворимый кофе, и лишь затем сердца и желудки янки завоевал кофе в зернах. Правда, европейские гурманы высказывают свое «фи» в отношении кофе по-американски. Россия же сегодня по потреблению растворимого кофе действительно уверенно входит в первую мировую пятерку – вкупе, например, с Индией и Бразилией.[b]– Кофе пьют двух сортов – арабику и робусту?[/b]– Строго говоря, кофе подразделяют на четыре основных сорта – кроме перечисленных вами, это еще либерика и эксельса. Но последние в мировой торговле незначительны и не котируются на биржах. Арабика и робуста имеют характерные отличия, при этом первая торгуется на Нью-Йоркской бирже, вторая – на Лондонской.[b]– Задам глупый вопрос: но почему в Нью-Йорке, а не, например, в Бразилии – ведь именно эта страна занимает первое место в мире по объему производства кофе?[/b]– В Нью-Йорке, поскольку этот город – один из центров мировой биржевой торговли. К тому же бразильские сорта кофе по своим характеристикам на Нью-Йоркской бирже не котируются. Биржевая торговля ведется по определенным критериям и стандартам. Под эти стандарты подпадают не все страны-производители. По сути, имеются два способа переработки зерен арабики – сухой и более качественный влажный, предусматривающий предварительное замачивание кофейных вишен и их ферментацию. Это так называемая мытая арабика, которая и котируется на Нью-Йоркской бирже. В Бразилии такую технологию не используют, поэтому в Нью-Йорке фактически котируется Арабика из Колумбии, Центральной Америки и некоторых других стран.[i][b]Дождик виноват[/i]– Вот-вот, из-за этой самой Колумбии в мире весь сыр-бор. Говорят, из-за того, что в Колумбии разверзлись хляби небесные, мытой арабики планета недосчитается. Соответственно, в 2010 году этот кофе станет дефицитным, а биржевые цены уже зашкаливают. Где правда?[/b]– Сейчас разберемся.Есть несколько категорий цены кофе – биржевая, дифференциальная, розничная. И ежели вдруг информагентства сообщают, что на бирже стоимость кофе возросла на 30 процентов, а стало быть, продавцы в супермаркетах тотчас же на этот же самый процент увеличат и розничную цену, не верьте – это вовсе не так. Биржевая цена – сложившаяся в ходе торгов под воздействием целого ряда факторов стоимость продуктов. А дифференциальная – это что-то вроде премии, надбавка за качество определенных сортов кофе. Причем надбавка эта может обернуться, напротив, штрафом, если качество ниже биржевого стандарта. К примеру, на начало 2010 года цена на колумбийскую арабику на бирже Нью-Йорка составляла 3100 долларов за тонну.При этом премия за качество – еще 1300. Хотя обычно дают не более 100. Но дожди действительно заливают колумбийские плантации, рынок опасается дефицита – отставание в объемах поставок оценивается в 25 процентов. И реально этот кофе нынче стоит уже 4400 долларов за тонну. По этой цене в целом – бывают, конечно, разные контрактные вариации – кофейное сырье закупают обжарщики (компании, занятые обжаркой зерен). Дифференциал вьетнамского кофе +50, а того же бразильского –400, представляете! Так что если хотите грамотно прогнозировать для себя возможные изменения розничной цены на любимый вами кофе, не ориентируйтесь на биржевые сводки. Оставьте их профессионалам.[b]– Хорошо, а какой кофе и откуда идет в Россию?[/b]– Вьетнам, Бразилия, Колумбия, Кения, Индия, Индонезия – основные поставщики.[b]– «Наш» кофе производят полностью за рубежом?[/b]– Вовсе нет. Значительное количество растворимого кофе вырабатывают в России – например, такие гиганты, как Nestle («Нескафе»), Kraft foods («Максвелл Хаус», «Якобс»). В страну идет зеленый кофе, кстати, с нулевой таможенной пошлиной.Свыше 70 процентов рынка растворимого кофе контролируют у нас крупнейшие транснациональные компании. А вот рынок жареного молотого кофе – за нашими фирмами, что на перспективу совсем неплохо.[b]– Так или иначе, а в далекой Колумбии идут дожди. Кофеманам приходится беспокоиться. Обоснованно ли? Какова доля сырья в себестоимости производства кофе?[/b]– В cебестоимости растворимого кофе на сырье приходится 20 процентов, жареного, молотого – 50–60.В себестоимости, обратите внимание, потому что со склада производителя его товар попадает к оптовикам, а затем в розничные торговые сети. Торговые же наценки могут в среднем доходить до 35–50 процентов.Понятно, что в сетевых магазинах, покупающих большие партии товара, цены ниже.[b]– Но роста стоимости кофе в нынешнем году вы ожидаете?[/b]– В 2009 кризисном году цена в рознице подросла на 10–15 процентов. Если ситуация на кофейном рынке в настоящее время не поменяется, стоимость кофе увеличится еще процентов на 15. Ну а прогнозировать какие-то новые экономические вызовы – мы же все были свидетелями того, как сложно планета переживала финансовый кризис, только начинающий затухать, – пока слишком трудно. Непреложно одно: дефицит высококачественного кофе действительно имеет место, массовых сортов – нет. Массовому потребителю ничего не грозит, а те, кто покупал дорогой кофе, – ну что ж, полагаю, для этих господ не составит труда заплатить за любимый напиток несколько больше, чем раньше.

Google newsYandex newsYandex dzen