Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Иврит на Покровку приведет: Первое подворье для еврейских купцов возникло недалеко от Кремля

Общество
Иврит на Покровку приведет: Первое подворье для еврейских купцов возникло недалеко от Кремля
Встреча Шаббата. Директор «Гилеля» Москвы Марк Жилин угощает халой — праздничным хлебом / Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»
Продолжаем рассказывать о местах, исторически связанных с жизнью разных народов в столице. Весной сразу два главных праздника отмечают иудеи — Пурим (в честь спасения евреев в Древней Персии) и Песах (в память исхода из Египта). Где сегодня в Москве можно познакомиться с еврейской культурой и обычаями, подскажет наш маршрут.

В городские сословия (купеческое и мещанское) еврейское население Российской империи включили в 1780 году указом Екатерины II. Изначально все подданные этих сословий были ограничены в свободе передвижения и выборе места жительства. В 1791 году императрица определила территории, где могли селиться и торговать евреи — в основном земли, отошедшие России после разделов Польши (черта еврейской оседлости). Исключение касалось отдельных категорий в разные годы: например, людей с высшим образованием, ремесленников. В Москву еврейские торговцы могли приезжать за товаром.

— И жить они могли только в одном доме в Зарядье, который назывался Глебовское подворье (он, увы, не сохранился, там потом была гостиница «Россия», а сейчас — парк «Зарядье»), — говорит историк, экскурсовод Артур Клемперт. — В 30–40-е годы XIX века в московских полках появились первые еврейские рекруты и, соответственно, иудейские молельни для них (старший рекрут назначался кем-то вроде раввина). После 25-летней службы еврейские солдаты могли оставаться в Москве, и им привозили невест из-за черты оседлости. Затем потянулись еврейские купцы, ремесленники и люди с европейскими дипломами о высшем образовании.

Возникла община, которая решила построить большую синагогу — центр еврейской религиозной и культурной жизни. В результате сложных переговоров с властями Москвы была выкуплена земля. Огромную роль сыграло здесь семейство Поляковых, железнодорожных магнатов, — братья Яков, Самуил и Лазарь, а также чаеторговец и промышленник Калонимус-Вольф Высоцкий. Хоральная синагога до сих пор стоит на том месте — в доме № 10 по Большому Спасоглинищевскому.

Иврит на Покровку приведет: Первое подворье для еврейских купцов возникло недалеко от Кремля Ксения Мазаева и Леонид Соколянский встречают шаббат / Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»

Вокруг Московского еврейского общинного центра во 2-м Вышеславцевом переулке, 5а, рядом с синагогой образовался, по сути, еврейский квартал с жилыми домами, книжными лавками и магазинами кошерной еды, а главное — с Музеем и Центром толерантности (ул. Образцова, 11, стр. 1), где проходят выставки и поэтические вечера.

В самом начале Покровки располагается штабквартира «Гилель» — крупнейшей еврейской молодежной организации в мире. Он помогает молодым людям знакомиться с историей, культурой и традициями еврейского народа, в том числе и в Израиле, изучать иврит и не только.

— Главная тема у нас — «Тиккун олам», что в переводе с иврита означает «Исправление мира», — говорит представитель фонда Маргарита Скипина. — В День добрых дел мы приглашаем всех желающих попробовать себя в качестве волонтера: помочь постояльцам домов престарелых, малоимущим семьям. Хороший способ объединиться и сделать добрые дела вместе.

КСТАТИ

В Москве сейчас много синагог. На Большой Бронной улице (бывшая частная молельня в домовладении Лазаря Полякова), на Поклонной горе (Музей еврейского наследия и холокоста), в Отрадном и в других местах.

Точка зрения

От Бабеля до Войновича. Литературные успехи нации с высокой энергетикой

О том, какое влияние друг на друга оказали русская и еврейская культура, рассуждает писатель Михаил Веллер.

Евреи массово появились на территории Российской империи, когда после разделов Речи Посполитой в конце ХVIII века в состав Российской империи вошли польские земли. К концу XIX века в Российской империи существовала самая большая еврейская община мира. Так, в 1880 году здесь проживали 67 процентов всего еврейского народа. При этом, надо понимать, евреи жили за чертой оседлости: в специально отведенных местах разных губерний империи.

Но в 1917 году понятие нации было отменено, и примерно до 1933 года разговоров о том, кто какой национальности, вообще не было. Именно в это время самые энергичные евреи переехали в большие города. При этом иудеи всегда были любителями чтения, грамотность была стопроцентной. Вспомните из Чехова: «Библиотеку пришлось бы закрыть, если бы не барышни на выданье и не молодые евреи».

Поэтому не стоит удивляться, что в русскую культуру влились сотни и тысячи евреев, которых больше века никуда не пускали. Двинулись вместе с другими народами: латышами, грузинами, армянами... Имена можно перечислять долго: Исаак Бабель, Эдуард Багрицкий, Владимир Войнович, братья Вайнеры, Александр Галич... Но еврейскими у них были только гены. А все остальное — только российское. Все известные еврейские писатели, поэты, певцы использовали в качестве языка русский, ведь он был языком страны.

Как говорится, если зайца долго бьют, он и спички зажигать научится. Когда какая-то группа, какой-то человек находится под давлением, то его энергетика, если он не погибает, повышается. К началу XX века евреи были этнической группой повышенной энергетики.

И с этой повышенной энергетикой они двинулись в революцию, которая обещала равенство для всех. Сочетание энергетики, освобождения и традиционной грамотности и дало эффект множества евреев в литературе, науке и политике. К тому же интеллигенция после 1918 года была объявлена буржуйской. Многих репрессировали, многие эмигрировали, и освободившиеся места заняли в том числе и евреи.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.