Как невыгодно заключать сделку с дьяволом
…ПО ОКРАИНАМ Лондона ездит цугом странная конструкция – двухэтажный деревянный дом, который то и дело распахивается, превращаясь в сцену с занавесом и загадочными зеркалами. В темноте еле различимы лица этих странных комедиантов – не самого трезвого дедушки-гипнотизера по кличке Парнас (Кристофер Пламмер), циничного карлика (Тройер), юнца-фокусника (Гарфилд), примы с внешностью хорошо пожившей Лолиты (Коул). Они предлагают обывателям «самое удивительное в мире шоу» – путешествие в мир собственных грез.Скажем сразу, в век 3D «Воображариум доктора Парнаса» не самое впечатляющее зрелище, щедро раскрашенное на компьютере анилиновыми красками… Интрига, однако, идет по хорошо накатанной колее – Терри Гильям заставляет дедушку Парнаса в духе Гете ради любви заключить сделку с дьяволом (певец Том Уэйтс), который дарит ему бессмертие, что оказывается весьма утомительно. Но не бесплатно – взамен негодяй хочет его 16-летнюю дочку.Уставший от жизни дедушка вынужден слегка поторговаться, но в принципе уже сдался. Для поддержания авторитета он еще соглашается посоревноваться с гадом в перетягивании душ на свою сторону, но скорее для проформы. Тут-то и появляется из виселицы – натурально! – новый герой Тони, которого начал играть Хит Леджер, да так и не закончил.Из героя парень медленно, но верно с помощью Джонни Деппа, Джуда Лоу и Колина Фаррелла превращается в законченного подлеца, торгующего детскими органами. Вот такой фокусник… Весь этот бред Гильям упаковал в яркую обертку барочной комедии (несмешной), нашпиговал неясностями, символами и аллегориями, загадками и вопросами, на которые, честно говоря, не хочется искать ответа – все перебивает какой-то нафталинный аромат детской страшилки. Не спасает задумку и то, что мире зазеркалья герои вынуждены то и дело менять лица и характеры, что, может быть, и прогрессивно, но, согласитесь, несколько утомительно для восприятия…– Я хотел привить Лондону немножечко фантазии в качестве антидота от современного положения вещей, раскрепостить зрителей, выросших на фильмах «пристрели-их-всех», – поясняет сам режиссер.Но не ясно все же, чего он хотел. Какая концепция мучила его воображение – мысль об избранности художника, или силе фантазии, или аморальности творчества… тайна сия велика… А вот информация к размышлению: то, что над Терри Гиллиамом, автором «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», «Бразилии», давно витает своего рода проклятие – так ему не везет на съемках. Но все-таки свои амбициозные проекты он доводит до конца… Только вот от этого особого удовлетворения нет…Стоило ли так мучиться, чтобы доказать, что с темнотой и зазеркальем лучше не связываться… Старомодная, но актуальная истина. В цирк ходить не надо…