Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Субботники по-столичному: почему в них участвуют все больше москвичей

Город
Субботники по-столичному: почему в них участвуют все больше москвичей
Жители Котловки в Коробковском саду на субботнике, организованном активисткой Натальей Чернышевой. Когда сад был еще открыт, кому-то из них было лет 10–12. Они помнят, как бегали сюда за яблоками / Фото: Ирина Хлебникова, «Вечерняя Москва»
20 апреля в столице пройдет второй и последний весенний общегородской субботник. Первый состоялся 13 апреля. По предварительным прогнозам, эти праздники труда и весны соберут в общей сложности около трех миллионов горожан. Чтобы выяснить, почему москвичи не теряют интереса к субботникам, «ВМ» побывала в уникальном Коробковском саду и провела опрос среди экспертов, узнав, что такое субботник как жизненная философия.

Церковь Ефросиньи Московской величаво возвышается над серостью дорог и тротуаров Нахимовского проспекта. Кипенно-белые стены, золото куполов, вязь завитков ограждения с копийками на концах тонких металлических прутьев — на фоне еще бледного апрельского города храм как будто проступает барельефом. Зеленая калитка в бетонном заборе, прижатом к церковному подворью, как грибок на только что выкрашенной стене. Инородный и неприятный. Но это единственный проход в примыкающий к церкви Коробковский сад.

С противоположной стороны, правда, есть еще одна решетчатая дверь, но она закупорена изнутри. Место кажется заброшенным и одичалым, но именно здесь, не дожидаясь масштабных городских субботников, улыбчивая москвичка с активной жизненной позицией Наталья Чернышева затеяла весеннюю уборку. А чего тянуть, снег в саду уже сошел.

— Паспорт, пожалуйста, — низкорослый охранник записывает в талмуд мои ФИО и номер удостоверения личности. Не отметившись на посту, на территорию сада, спрятанную за бетонными плитами ограждения, не пройти. — На субботник — налево.

Сад, «окрашенный» в серый, только-только просыпается. Ржавая прошлогодняя листва на земле, кружева из веток и столбы кряжистых стволов растущих ровными рядами деревьев.

В XIX веке купец Трифон Коробков посадил здесь редкие сорта яблонь и груш, а в XX веке на месте купеческой посадки был организован помологический питомник, где ученые выводили и выращивали сорта плодовых деревьев. Старожилы Котловки, где раскинулся сад, рассказывают, что за чудо-яблоки здесь когда-то росли. Вкуснотища! Несмотря на то что на территории шла научная работа, питомник был открыт для всех. И как же здорово было купаться в прудах, наполняемых ключевой водой.

Те времена давно прошли. В 90-е годы изыскания селекционеров и агрономов были прекращены, сад сдан в аренду некоему ООО и упрятан от горожан за толстыми бетонными стенами. Под замок. Все, что напоминает о прежних ученых хозяевах, — ровные линии посадок и пара деревянных полуразрушенных домишек, в которых сейчас обитают дворняги, а когда-то работали люди.

Что последние 20 с лишним лет творилось за забором, никто не знает. Местные говорят, что летом здесь устраивала пикники компания крепких ребят — значит, «кого надо», сюда пускали.

Шутка ли — целый заповедник в собственном распоряжении! Пару лет назад стараниями Натальи Чернышевой, группы активистов и постановлением прокуратуры сад приоткрыли для горожан. Но свободной благоустроенной зеленой зоной его даже с натяжкой назвать язык не поворачивается. Ни освещения, ни лавочек, мусор вдоль забора и череп лошади в глубине — еще один привет от почившей помологической станции, где когда-то была конюшня. Сюда и не ходит-то никто. Кроме тех, кто давно живет в Котловке и в ее окрестностях, мало кто слышал про Коробковский сад. А посмотреть на карту города — 26 гектаров сплошного зеленого массива.

— Ничего-ничего, — уверенно обещает Наталья. — Лет через пять мы забор снесем, и в этом чудном месте будут наслаждаться природой сотни москвичей. Они будут попадать сюда не через щелочку, а через парадные ворота.

Здесь пахнет весной, свистят-заливаются птицы, выстукивает чечетку дятел. Пара уток-мандаринок шлепает перепончатыми лапами по слезящемуся талой водой панцирю озера. Ступил за калитку и забыл, что до центра мегаполиса — рукой подать.

— Ах, красота! — медленно выдыхает Наталья, скользя взглядом по макушкам деревьев, но мгновенно спускается с небес на землю. — Уборку начнем отсюда. Смотрите, сколько мусора.

Вместе с активисткой наводить порядок в Коробковском саду пришли еще семь человек — все жители окрестных домов. Затеять уборку именно здесь Наталья задумала еще в январе.

Такое у нее «активное» хобби — наводить порядок в лесах. В московских дворах и без нее чисто, а лесам, говорит Чернышева, помощь нужна. Сначала Наталья по традиции планировала начать весенний сезон субботников с Битцевского леса, но как-то в марте пришла туда на разведку и умилилась — лес-то почти чистый.

Не то что раньше. С апреля 2008 года Наталья организует здесь ежегодные волонтерские уборки и без ложной скромности заявляет: она внесла лепту в перевоспитание москвичей. За 10 лет они научились не мусорить там, где чисто. А Наталье пора туда, где труднее.

— Я поклонник теории «разбитых окон», — мы с Натальей медленно прогуливаемся по саду.

Участники субботника разбрелись по территории. Перчатками и мешками для мусора «санитар московских лесов» Чернышева всех обеспечила — можно немного отвлечься на «поговорить».

— Она гласит: если в доме много разбитых окон, мусор, граффити, люди считают, что здесь можно вести себя черт-те как. И наоборот, там, где чисто, рука не поднимается мусорить. Валяется мусор — и я брошу, разбито окно — и я разобью. Знаете, как 80-х годах директор нью-йоркского метро Дэвид Ганн наводил порядок в подземке? Только на поезде появлялось граффити, Ганн тут же отправлял весь состав в покраску. Тогда метро в Нью-Йорке было ужасным: грязь, вода с потолка, кучи мусора, разрисованные неопрятные поезда. Но со временем горожане, видя, что составы стали чистые, перестали их портить, а потом и сорить на станциях. Мне очень симпатична такая политика. Я верю, что людей можно переучить, что можно привить им навык заботиться о месте, в котором они живут. Нужно менять сознание людей. Я и такие, как я, это вполне успешно делаем. Как говорится, эта работа мелкая, хуже вышивания, но я люблю делать мир лучше.

А вот это уже особая психология. Эксперты уверены: люди, которые с удовольствием ходят на субботники, — особая категория. Они способны отдавать бескорыстно, не ожидая чего-то взамен, и включены в социальную жизнь, а не сконцентрированы на себе. Такими их делает не только воспитание. Например, ей, советской пионерке, родители не очень-то прививали тягу к безвозмездному труду. Как бы это ни звучало, активистом можно родиться, а можно стать, стремясь подсознательно удовлетворить потребность в одобрении.

— Люди, которые ходят на субботники, способны взять на себя ответственность за многое, — комментирует психолог Галина Ткаченко. — Они осознают, что от них зависит, в каком мире будут жить их дети. Добровольное участие в субботниках — возможность почувствовать свою значимость. Совместный труд делает нас ближе друг к другу. Общее дело поднимает настроение, помогает почувствовать себя автором своей жизни и снимает стресс.

Рефлекс не мусорить, уверена Наталья, со временем получится выработать и по отношению к Коробковскому саду. Вот только открыть бы его окончательно. И уничтожить борщевик. Его в саду гектары, но городские экологические службы и в ус не дуют — сад находится в федеральном подчинении, еще и в аренде, а «в Москве борщевика нет!» Такой официальный ответ получили активисты на письменную просьбу провести «противоборщевиковую кампанию».

— И с борщевиком сладим, — уверена Наталья. — Когда-нибудь. Думаю, мы летом часто будем наводить порядок в Коробковском саду. Ничего, птичка по зернышку клюет.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ  

Ольга Латынцева, семейный терапевт: 

— Субботник — это наведение порядка не только на улице, но и в душе. Есть время подумать о том, что останется после нас через много лет, именно в эти моменты понимаешь, как это на самом деле важно: не намусорить, а убрать; не обидеть, а поддержать; не ждать, а созидать. Согласны?

Мнения

Дмитрий Журавлев, историк, философ: 

— Напомню, что первый субботник провели рабочие-железнодорожники по собственной инициативе. Когда Ленин узнал про нее, поддержал и написал свою известную статью «Великий почин», которую в советское время все читали в обязательном порядке. В субботнике вождь увидел первый пример коммунистического труда, доказательство преимущества социалистической системы хозяйствования. Причем субботник не был пропагандой, это было настоящее новшество. Потом был знаменитый субботник на Красной площади с участием Ленина. Но субботники тогда не были системой. Где-то кто-то собрался и что-то cделал. После смерти Ленина субботники стали мемориальным действием. Так в апреле «вспоминали о вожде». Кроме того,субботники изменили свое содержание. Где-то, в школе, например, в парке, они проводились ради уборки территории, но на предприятиях субботник стал празднично обставленным еще одним рабочим днем, только бесплатным. И еще субботник фактически стал обязательным. Добровольность исчезла.

И как только появилась обязаловка, он потерял смысл. Потому что, как ни организуй праздник, обязаловка делает его искусственным. Советский субботник умер, как только ушла власть. И спустя некоторое время в Москве появился новый субботник как способ граждан облагородить свой двор. Добровольный способ, что самое важное. Конечно, субботник потерял в масштабах, но стал более жизнеспособным. И жизнеспособность ему обеспечивала добровольность. В советском принуждении плохо было то, что оно делало субботники событием внешним по отношении к человеку. Сейчас субботники похожи на пикник. Люди убираются, общаются. Получилось что-то среднее — полууборка, полупраздник. Но любая другая форма умрет.

Вера Струкова, заместитель руководителя ГПТБУ «Мосприрода» 

— Cовременные субботники в Москве проходят в разных креативных форматах. Например, в прошлом году в Битцевском лесу и Кузьминском лесопарке мы впервые провели плоггинг. Это было новшество для столицы, хотя в Европе такая активность уже давно пользуется популярностью. Ее смысл прост: люди бегают в лесу и собирают мусор. Фитнес и уборка. В прошлом году «чистые забеги» были летом в тестовом режиме.

А в этом году мы приурочили их к месячнику благоустройства, организовали пять площадок для плоггинга. Самая крупная — в Битцевском лесу, где участники забега собирают не мусор, а валежник на бегу. Дело в том, что сейчас лес достаточно чистый , что говорит о высоком уровне экологической культуры граждан: за зиму в лесу почти не накопилось мусора. Когда планировали акцию, думали, что каждая команда будет собирать отдельный вид отходов, но прошли по маршруту, который составляет два километра, и обомлели — собирать почти нечего. Количество граждан, которые борются за чистоту, растет с каждым годом в геометрической прогрессии.

Наши сотрудники уже стали креативить: придумали велоплоггинг, квестовелоплоггинг, фотоквестовелоплоггинг, интеллектуальный плоггинг (нашел мусор — решил задачку на экологическую тему). Уверена, плоггинг будет набирать популярность в Москве. Например, та же спортивная орнитология очень популярна. Конечно, людям интересно и побегать, и принести пользу родному городу. Этот вид фитнеса как челночный бег — здесь задействованы разные группы мышц. Кроме того, люди бегают не по городу, не в зале, а в лесу, дышат свежим воздухом. Это очень полезно.

КСТАТИ

Официально первым массовым субботником принято считать субботник на железнодорожной станции Москва-Сортировочная 12 апреля 1919 года. Но в данном случае речь идет о первом коммунистическом субботнике. Некоторые историки напоминают, что в России еще в конце XIX века был учрежден День древонасаждения. Первый такой день датируется 1898 годом. Его инициатором был декан лесного отделения Петровской земледельческой и лесной академии Василий Собичевский, который писал: «Самое пылкое воображение не в состоянии представить всей прелести ожившей перед нами картины, когда сотни ребятишек, оставив школьные скамьи, с невыразимым удовольствием под руководством своих наставников для общего дела, для общего блага сажали деревья». После этого велением Николая II этот «праздник труда» проводился более чем в 40 регионах России.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.