Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Символика чистого ужаса: кто и о чем кричит на картине Эдварда Мунка

Развлечения
Символика чистого ужаса: кто и о чем кричит на картине Эдварда Мунка
Картина «Крик» — обессмертившая имя Мунка — также будет представлена на экспозиции в одной из четырех вариаций / Фотография с официального сайта «Артхив» https://artchive.ru/

В Третьяковской галерее открылась персональная выставка художника Эдварда Мунка, в которую вошли порядка 70 живописных и 30 графических произведений. Среди выставочных экспонатов присутствует и одна из четырех версий самой известной картины художника — «Крик». О чем же кричит одинокий силуэт на картине — попытался выяснить корреспондент «Вечерней Москвы».

Для одних, как говорит куратор выставки Татьяна Карпова, картина «Крик» являет собой символику чистого ужаса. На полотне видно существо, отдаленно напоминающее человека, извивающееся подобно червю и имеющее только широко открытые глаза и рот. Но при этом крик издает не фигура, а сама природа, персонаж только закрывает уши, спасаясь от этого звука.

Такая интерпретация связана с дневниковыми записями самого Эдварда Мунка, датированными 1890–1892 годами. Предположительно, во время прогулки с друзьями он стал свидетелем редкого атмосферного явления — перламутровых облаков. Это, как говорят некоторые, последствие извержения Кракатау Индонезии настолько потрясло художника, что он оставил в своем дневнике следующие строки:

«Небо вдруг стало кроваво-алым

Я оперся на изгородь и — смертельно усталый — смотрел

На пламенеющие облака, как кровь и меч над городом — над иссиня-черным фьордом и городом

Мои друзья ушли; я стоял там, дрожа от ужаса, и

Почувствовал этот мощный, бесконечный крик силы природ» (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. «ВМ»).

Впрочем, не все связывают «Крик» Эдварда Мунка с ужасом. Свою точку зрения «Вечерней Москве» озвучила эксперт премии Кандинского, заведующая кафедрой всеобщей истории искусств Российского государственного гуманитарного университета Красимира Лукичева:

— Мунк — художник-символист и принадлежит этому жанру. Мне кажется, в «Крике» не стоит искать метафоры и значения в обыденном плане. Наверное, одной из главных особенностей Мунка как живописца является то, что в своем жанре он открыл новый ракурс, касающийся проблем экзистенциального плана. Он оригинален не только как живописец, но и как художник-мыслитель.

Искусствовед отметила, что во всей остроте здесь стоит проблема человека, осознающего основное противоречие своего бытия, которое всегда конечно и исполнено мучений и страданий. И герой картины внезапно открывает это для себя, останавливается в потрясении, и его душа, и он сам издают этот крик.

— К сожалению, к нам приехала не самая красочная версия картины, в оригинале больше красного цвета. Та, что висит в Третьяковке, более холодная, но выражает она те же чувства и идеи, — добавила художник.

Символика чистого ужаса: кто и о чем кричит на картине Эдварда Мунка Эдвард Мунк в 1912 году / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Как считает Красимира Лукичева, искусство всегда говорило о человеке, о жизни и смерти, но делало это по-разному. Но такая правдивость, с которой художник ставит перед зрителем экзистенциальные проблемы страха, безусловно обладает огромной новизной.

Представляя себе экзистенциальные ужасы, которыми наполнена работа Мунка, многие москвичи задаются вопросом, а не способна ли такая необычная картина повредить психическому здоровью окружающих. Тем более что вокруг полотна уже долгое время ходят слухи о проклятии. Люди, которые не самым бережным образом обходились с «Криком» или даже просто ненароком касались его, неизменно погибали или становились калеками.

Впрочем, как сказал «Вечерней Москве» клинический психолог, писатель и телеведущий Михаил Хорс, от разового лицезрения полотна вы вряд ли захотите немедленно бежать записываться на прием к психиатру.

— За детей родители могут особенно не беспокоится и уверенно вести на выставку. Им не столько важно то, что они видят, так как система оценок толком еще не «настроена». Дети полагаются в основном на толкования. Увидев «Крик», они не знают, страшная она или нет. Если только родители им не объяснят. А вот взрослые, причем не обязательно с расшатанной психикой, но и в периоды личностных кризисов, способны попасть под влияние. Но если на таком контенте  останавливать внимание регулярно, то произойдет «научение» нашего бессознательного, и оно начнет подталкивать нас к похожим образам, — пояснил Михаил Хорс. 

Говоря о психическом состоянии самого Мунка, Михаил Хорс подчеркнул, что с творческими людьми сложно что-то утверждать конкретно, лучше обратить внимание не на само творчество, а на поступки художника. Если человек отрезает себе ухо ради создания автопортрета, то с ним определенно что-то не в порядке. А вот если творец рисует будоражащие образы, то это вполне может быть попыткой эпатировать публику, дать то, чего она еще не видела.

Читайте также: Восстановление Нотр-Дама займет минимум 10 лет

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.