Суббота 25 мая, 22:05
Пасмурно + 17°
Город

Партийная организация беспартийной литературы

Литература в современной России, как и религия, отделена от государства.

В Конституции записано, что цензура в издательствах и средствах массовой информации не допускается. Следовательно, некому, как Ленину в 1905 году, воскликнуть: «Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверхчеловеков!». Но повестку дня в любом демократическом государстве, помимо исполнительной власти, определяют представленные в парламенте, то есть получившие законное право на политическую деятельность, партии. Тут-то, казалось бы, у литературы и появляется шанс приблизиться к участию в делах государства, прислониться к имеющей в парламенте самую большую фракцию правящей партии или к партии, сражающейся за это право, выступающей с критикой существующего порядка, предлагающей широким массам избирателей свою программу.

Еще со времен Древней Греции (именно тогда возникли политические партии) их деятельность определяли два ключевых момента: разработка увлекающих массы идей и борьба за власть. Ни то, ни другое невозможно без привлечения и опоры на те или иные литературные произведения, сотрудничества с близкими по взглядам авторами.

Вспомним самую пассионарную в истории России, безоглядно и жестоко боровшуюся за власть партию большевиков. Ее вождь В.И. Ленин был в литературе, «как рыба в чешуе». До революции оставалось двенадцать лет, а он уже имел четкий план партийной организации партийной литературы «…в противовес буржуазным нравам, в противовес буржуазной предпринимательской, торгашеской печати, в противовес буржуазному литературному карьеризму и индивидуализму, «барскому анархизму» и погоне за наживой…» К борьбе за счастье трудящихся он привлекал и Льва Толстого, увидев в нем «зеркало русской революции», а после прихода к власти — Аркадия Аверченко с его «дюжиной ножей» в спину уже победившей революции. Даже о стилистически неблизком ему Маяковском вождь высказался, в принципе, одобрительно. Не отставали от своего руководителя и другие большевики. Троцкий так и вовсе был талантливым писателем. Бухарин (как сегодня Дмитрий Быков, пожелаем ему скорейшего выздоровления) выступал с докладами на любые литературные темы. Луначарский сочинял пьесы и статьи, активнейшим образом отслеживал тогдашний литературный процесс. Так что, как ни крути, а там, где рождаются новые идеи и идет реальная борьба за власть, там без литературы никак.

Литература в России всегда была больше чем просто изящная словесность Фото: freeimages.com

Сегодня ситуация другая. Россия, как верно заметил лидер коммунистов Геннадий Зюганов, исчерпала лимит на революции. Следовательно, настала пора спокойного и конструктивного сотрудничества государства и писателей.

Вспоминаю случившуюся два года назад выставку в Государственной думе, посвященную 90-летию журнала «Роман-газета». Организовать ее помогла партия «Справедливая Россия», совместно с которой в 2016 году журнал учредил литературную премию для молодых прозаиков, поэтов и публицистов «В поисках правды и справедливости». На открытии выступили лидеры всех четырех представленных в Думе партий. Они говорили о славной истории «Роман-газеты», вспоминали, как читали ее в прежние годы, сетовали, что писателям сегодня живется худо, обещали, засучив рукава, помочь не только «Роман-газете», но и другим «толстым» журналам, принять наконец закон о творческих союзах, внести профессию «литератор» в пенсионный реестр, расширить практику предоставляемых журналам дотаций… Но, несмотря на пафос и правильные слова, ощущалась какая-то отрешенность, отстраненность наших партий от «живого творчества масс», одним из проявлений которого как раз и является литература. Удивило и полное отсутствие в «творческом активе» парламентских партий писателей. Певцы, юмористы, музыканты — да, писатели — нет.

Премия «Справедливой России» существует уже четыре года. Ее лауреатами стали авторы, определяющие лицо молодой литературы страны: Платон Беседин, Андрей Тимофеев, Дмитрий Филиппов, Юрий Лунин, Вячеслав Иванов, Павел Великжанин, Станислав Смагин, другие прозаики, поэты и публицисты.

Сегодня нужно системно и без лишней помпы работать с молодыми литераторами. Есть ведь пример, поданный другим партиям и общественным объединениям, пример привлечения к сотрудничеству авторов разных взглядов и направлений, не вопрошая «на входе», как некогда Ильич: «Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? От вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в романах и картинах, проституции в виде «дополнения» к «святому» сценическому искусству?» Таким авторам поддержка не нужна. У них всегда и во все времена все в порядке.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER