Фильм «Как я провёл этим летом» взял три приза на «Берлинале»

Культура

[b]Если Москва завалена полуметровыми сугробами, то Берлин покрыт двухмесячной ледяной коркой. Скалывать ее и очищать тротуары мешает немецкая политкорректность – ну нет тут для этой цели таджикских гастарбайтеров.Так что спасение пешехода на ледяных подступах к Berlinale Palast – дело рук, точнее ног, самого пешехода. И силуэт красного медведя – символа фестиваля – нынче здесь смотрится куда как органично… С другой стороны, жестокий минус мороза (аж до пяти!) заставляет берлинцев вспомнить не только о головных уборах, но и о кино. И не только в центре города. В 20 кинотеатрах нынче крутили программу фестиваля. И желающих попасть туда было как никогда много. В скобках замечу, что этому не помешал кризис: немецкая кинопромышленность считается процветающей – в этом году она отвоевала четвертую часть прокатного рынка.[/b]Председателю жюри бескомпромиссному Вернеру Херцогу принадлежат яркие афоризмы, которые с удовольствием печатала ежедневная газета фестиваля Screen. Так, в одном из них он меланхолично констатировал, что «я всегда помнил о Германии, но чего не могу сказать о ней». А вот еще перл, причем не в бровь, а в глаз: «Фестивальный конкурс похож на выставку собак».Трудно не согласиться с этой смелой мыслью, хотя, добавим от себя, весьма экзотических пород, выведенных искусственно, путем какого-то опытного скрещивания… И таких «собачек», пардон, фильмов набралось около четырехсот… Причем конкурс в отличие от предыдущих лет сложился на редкость сильный и интересный, хотя явных шедевров и не было. Вначале, правда, казалось, что тема мусульманской экспансии в Европу станет основной и главной. Об этом ярче всех заявили картины «На пути» Ясины Жбанич и «Шахада» Бурхана Курбани. Но им пришлось тягаться с самим Романом Полански, который (точнее, его продюсеры) представил свою новую картину «Писатель-призрак».Создатель «Ребенка Розмари» и «На грани безумия» сделал главным героем на этот раз молодого писателя (Юэн Макгрегор из «Мулен Ружа» и «Ангелов и демонов»). Герой соглашается стать литературным негром у бывшего британского премьера, решившего выпустить в свет свои мемуары. Его не останавливает даже смерть на острове в Новой Англии предшественника, тоже писателя-призрака. А интрига с женой клиента, который вот-вот предстанет перед Гаагским трибуналом (!), похоже, только подстегивает его самолюбие. Четырежды игравший Джеймса Бонда Пирс Броснан здесь очень убедителен в небольшой, почти эпизодической роли премьера – отнюдь не Тони Блэра – его зовут в картине Адам Лэнг, и он в полном подчинении у ЦРУ. Мастерство Полански жюри оценило Серебряным медведем за режиссуру.Еще один остров предстал в новой картине Мартина Скорсезе «Остров проклятых» с участием Леонардо ди Каприо (правда, вне конкурса).Актер тут играет как бы шерифа, расследующего исчезновение пациентки из клиники для особо опасных душевнобольных. Картина, нашпигованная то ли воспоминаниями, то ли галлюцинациями героя, заставляет вспомнить незабвенные «Игры разума» и похожа, скорее, на трудный ребус, от решения которого вы особого удовольствия не получите… Забегая вперед, скажем, что представляли картину в Берлине режиссер и актер, причем ди Каприо просто всех обаял, выступив на Галавечере в паре с нашим Михаилом Горбачевым (!) и показав всем, как он любит маму Имелин и невесту Бар Рафаэли.Вообще звездный десант на нынешнем Берлинале высадился нешуточный. Кроме ди Каприо, приехали Жерар Депардье, который представлял две свои картины – «Мамут» и «Дюма», тот же Пирс Броснан (тоже с мамой!), Бен Кингсли, Тильда Суинтон, Бен Стиллер, член жюри Рене Зеллвеггер и другие.Но вернемся к конкурсу. Разочаровал Майкл Уинтерботтом, представивший мистический триллер «Убийца внутри меня». Это история одного шерифа 50-х годов, который на самом деле оказывается убийцей-садистом, что тщательно шифрует для окружающих. Его играет Кейси Аффлек. Длительные, по пять и более минут, сцены насилия сняты настолько реалистично, что некоторые зрительницы покидали зал в знак протеста… Более лирично смотрелась картина китайца Ван Чуананя, который два года назад стал четвертым китайцем – победителем Берлинале с фильмом «Свадьба Туи». Его картина «Вместе порознь» открывала фестиваль. Это история пожилого шанхайца, бывшего гоминдановского солдата, давно уехавшего на Тайвань, который внезапно встречает свою бывшую любовь, ставшую бабушкой… И совсем в духе «Кулинарного кино» (особой программы Берлинале) почти все действие происходит за богато накрытым столом… Кстати, великий гурман и винодел Депардье предстал в Берлине скромным и корректным, аккуратно причесанным, а на экране он мечется необузданным мамонтом с гривой до пояса в трагикомедии «Мамут». Депардье там играет рабочего мясокомбината, которого отправляют на заслуженный отдых, с чем он мириться совсем не хочет… Фильм, нашпигованный совсем не тонким юмором и провокативными сценами вроде секса героя со своим престарелым кузеном, по сути, выражает нехитрую идею о праве человека «остановиться, оглянуться». Ахтунг! В роли погибшей возлюбленной «мамонта» на экране регулярно возникает прекрасный образ Изабель Аджани… «Дети всегда правы» Лизы Холоденко рассказывает непростую, но забавную историю нетривиальных семейных отношений. Сводные брат и сестра, чьи мамы «женаты», отыскивают своего биологического отца (его играет Марко Руффало) и вступают с ним в душевные отношения.На фоне такой экзотики совсем простыми и гармоничными смотрелись искания героев «Бала» («Меда»), фильма Сеиха Капланоглу («Золотой медведь»). Шестилетний Юзеф учится у своего мудрого отца общению с деревьями, горами и пчелами, что не менее сложно, чем общение с людьми… «Если я хочу свистеть –то свищу» (Румыния–Швеция) Флориана Шербана, получившая два престижных приза – Гран-при и Приз за инновацию имени Альфреда Бауэра, еще раз подтвердила высокую репутацию румынского кино.Это история подростка, который открывает для себя первую любовь и сопутствующие ей эмоции. Причем главную роль сыграл непрофессионал – Георг Пистерану.Не скрою, мне был особенно приятен триумф фильма Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» ([i]интервью с режиссером читайте в «ВМ» от 16 февраля[/i]). Тандем Сергея Пускепалиса и Григория Добрыгина, сыгравших антиподов – заматеревшего полярника-метеоролога Сергея Витальевича Гулыгина и его напарника, практиканта-раздолбая Пашу, разделил Серебряного медведя за лучшую мужскую роль.Они не скрывали своей радости, и со сцены душевно, порусски благодарили и жюри, и своих родственников. Добрыгин, оказывается, очень любит бабушку… В кулуарах Пускепалис рассказал, что во время съемок им был знак свыше – в дом к ним ломились три белых медведя… И только теперь они поняли, какой это был хороший знак! Это подтвердит и Павел Костомаров, получивший Серебряного медведя за выдающиеся художественные достижения в операторском искусстве. Действительно, операторская работа здесь выше всяких похвал – причем не в сладком пейзажном духе National Geografi c… Что до актрисы – Серебряного медведя увезет в Японию Шинобу Тераджима, сыгравшая верную жену в «Гусенице» Коджи Вакамацу – истории в жанре хоррор про сексуально озабоченного инвалида. Отсутствие четырех конечностей не мешает ему по-своему наслаждаться жизнью. Авторы клеймят сексуальную агрессию как частное проявление милитаристского психоза….Мне же показалось, что этой награды заслуживает тонкая работа Марии Онетто в аргентинском дебюте Натальи Смирнофф «Паззл».В секции «Панорама» я бы выделила российский фильм Анны Фенченко «Пропавший без вести» –повесть о том, какой ценой приходится платить за матерый индивидуализм.История веб-дизайнера, в одночасье ставшего бомжом, проникнута редкой для нашего кино культурой кадра и речи. Немного, правда, мешают «уши Кафки», вылезающие из каждого диалога, и уж совсем дидактичная цитата в финале, но все же такого высокого социального накала мы не видели в кино после картин Вадима Абдрашитова.Еще из наших на 7-м рынке копродукции Андрей Звягинцев представил свой новый проект «Елена». Он единственный из европейских режиссеров, получивший за этот сценарий специальную премию на недавнем фестивале авторского кино в Санденсе.А вот широко рекламируемый проект «Выход через магазин подарков» загадочного провокатора Бэнкси, скорее, разочаровал. Этот постмодернистский опус –откровение якобы гениального граффитиста – исчерпывает себя уже на двенадцатой минуте, но его авторы с упорством вновь и вновь демонстрируют нам говорящие головы и их уличные «шедевры». Анимационный «Иллюзионист» Сильвиана Шоме («Троица из Белльвиля») поразил изяществом и серьезными попытками осознать, где же кончается магия и начинается искусство… Или наоборот? Среди событий Берлинале-2010 –отреставрированный «Метрополис» –147-минутная лента Фрица Ланга 1927 года. А еще – новый фильм культового арт-хаусного режиссера Шарунаса Бартаса «Евразиец» – о трудном пути литовского криминального авторитета через Россию во Францию ([i]читайте интервью с режиссером в ближайших номерах «ВМ»[/i]). Так, на стыке истории и современности, скандала и поиска гармонии, прошел 60-й Берлинале… Причем под знаком Большой Русской Медведицы…[i]Берлин – Москва[/i]

Google newsYandex newsYandex dzen