Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Запрещенное цензурой кино было снято с полок

Развлечения
Запрещенное цензурой кино было снято с полок
Элем Климов (второй справа) в фильме «Репетитор» (1987) / кадр из фильма «Репетитор» (1987)
Ровно 33 года назад в Кремлевском дворце прошел V съезд Союза кинематографистов СССР. С «полки» наконец были сняты запрещенные цензурой фильмы.

Революционность съезда переоценить трудно: он положил начало приходу рыночной экономики в наше кино. Страной уже руководил Михаил Горбачев, но в Союзе кинематографистов по-прежнему заседали партийные боссы.

— Жизнь творческих союзов надо было менять, — рассказал «ВМ» режиссер Вадим Абдрашитов. — И кто-то должен был начать.

Пресса стала задаваться вопросом, почему идеологические советские картины оказываются коммерчески провальными. Особенно красноречивым был пример «Красных колоколов» Сергея Бондарчука. Попутно всплыла информация о том, что ленты лучших режиссеров — Глеба Панфилова, Алексея Германа, Тенгиза Абуладзе, Александра Аскольдова, Александра Сокурова — лежат на полках.

Пресс партийной цензуры познали на себе Андрей Тарковский, Марлен Хуциев, Григорий Чухрай, Ролан Быков, Вадим Абдрашитов, Андрей Смирнов. На Украине травили Киру Муратову, в Казахстане — Булата Мансурова.

А Тарковский и Иоселиани, покинув родину, и вовсе снимали за границей. Недовольство в кинематографической среде назревало нешуточное. Вот на каком фоне произошел V съезд кинематографистов. Главным для партийной верхушки в условиях назревающего бунта было удержать власть над «самым главным из искусств».

ЦК сделал ставку на Элема Климова как нового руководителя союза — все же коммунист, из проверенной партийной семьи. Это было ошибкой: Климов не позволил манипулировать собой.

Благодаря V съезду СК был поставлен заслон кино официозному, правда бунтующие киноромантики, полагавшие, что свободное место в сознании миллионов теперь займут Бергман и Тарковский, ошиблись. Этого не произошло. И для всех стало полной неожиданностью, что идеологически воспитанная публика вскоре, совсем как в фильме Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов», потребует грубых зрелищ, а кинематографисты станут снимать ей на потребу.

— То, что произошло на съезде, было закономерно и необходимо. Но новая «модель кинематографа» — это уже конкретное действие, в котором дал о себе знать дилетантизм, — размышляет режиссер Глеб Панфилов.

Тем не менее шлюз был открыт: цензура была ликвидирована, а мировое кино получило доступ на наш экран.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.