Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

«102 утраченных фильма»: как восстанавливают историю российского кино

Развлечения
«102 утраченных фильма»: как восстанавливают историю российского кино
Расположенный в Белых Столбах комплекс оснащен самым современным оборудованием / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Госфильмфонд анонсировал проект, посвященный утраченным лентам самого раннего периода отечественного кинематографа. Называется проект — «102 утраченных фильма». И его цель — собрать об этих лентах как можно больше информации.

Как сказал историк кино и архивист, автор проекта Петр Багров, поиски старых советских фильмов он начал еще несколько лет назад, когда работал в Госфильмфонде:

— 102 фильмами мы ограничились только для начала. Искать начали 557, а ведь утрачено несколько тысяч. Среди них есть настоящие шедевры.

Так, например, фильм «Бежин луг» Сергея Эйзенштейна почти не сохранился.

— Чудесным образом в Аргентине мы нашли одну ленту режиссера Евгения Червякова — «Мой сын» 1928 года. Советские фильмы активно прокатывались в то время в Германии — вот его тогда и купил аргентинский прокатчик. Он перевел его на 16-миллиметровый формат с большой потерей качества, но фильм все-таки полностью сохранился. Такие раритеты — часть истории. Может быть, благодаря нашему проекту появится больше информации. Нам уже предоставляют фотографии. И хотя с 2017 года я уже не сотрудник Госфильмфонда, но работа продолжается. И список потерянных кинофильмов, надеюсь, удастся сократить, переведя утраченное в категорию найденного, — сказал Петр Багров.

«102 утраченных фильма»: как восстанавливают историю российского кино Картины режиссёра не раз попадали в списки лучших фильмов в истории кино. / Фото: kinopoisk.ru

«Вечерняя Москва» обратилась к историку, фотографу и киноинженеру Роману Яровицыну, который рассказал, что требуется для того, чтобы сохранить кинофильм:

— Если даже осталось изображение, но нет фонограммы, то фильма все равно нет. В эпоху немого кинематографа осталось не более 25 процентов выпущенных в прокат лент. Кинопленку раньше активно перерабатывали — не было замыслов, чтобы оставить это потомкам. Дело в том, что в те годы кинопленка изготавливалась на подложке из нитрата целлюлозы. По своему молекулярному составу нитрат целлюлозы от взрывчатого нитроглицерина отличается буквально парой атомов. Из-за этого пленка была очень пожароопасной: она могла самовоспламеняться при определенных условиях и гореть даже без доступа кислорода. Пожары в кинотеатрах с большим количеством жертв были частым явлением. Поэтому нужно было соблюдать особые условия хранения и показа. Выпускалась она до 1952 года. И если эту пленку не перематывали раз в год, она склеивалась и рассыпалась в порошок. Спасти ее, слипшуюся в монолитный кирпич, было невозможно. 

Как рассказал Роман Яровицын, пленка должна храниться в специальных фильмостатах. Это такие коробки, в которых на дно наливается глицерин, чтобы поддержать влажность. А иначе пленка становится хрупкой и непригодной для зарядки в киноаппарат. Способ хранения кинофильмов — это целая технология, требующая больших затрат и специально обученного персонала.

«102 утраченных фильма»: как восстанавливают историю российского кино Картины режиссёра не раз попадали в списки лучших фильмов в истории кино. / Фото: kinopoisk.ru

В Госфильмфонде реставратор Надежда Щетинина работает с таким материалом очень давно.

— Пленку надо чувствовать руками, — говорит она. — При показе кинолента проходит через механизм валиков, а потому неизбежны заломы и повреждения подложки. Я мотаю пленку вручную на специальном столе и тщательно ремонтирую повреждения: подклеиваю новую перфорацию, заново склеиваю, зачищаю. Работа очень тонкая. При идеальных условиях фильмы могут храниться очень долго. 

Читайте также: Стало известно о трагической судьбе актеров фильма «В бой идут одни старики»

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.