Город

Премьера «Московского хора» состоится в Театре имени Маяковского

Основная сцена «Маяковки» стала пространством для зрителей, а зал с красными мягкими креслами — подмостками
Фото: предоставлено пресс-службой театра им. Маяковского
Основная сцена «Маяковки» стала пространством для зрителей, а зал с красными мягкими креслами — подмостками
Фото: предоставлено пресс-службой театра им. Маяковского

22 мая в Театре имени Владимира Маяковского премьера — спектакль «Московский хор» в постановке Никиты Кобелева. Это эксперимент, которого еще не знал академический отечественный театр.

Основная сцена «Маяковки» стала пространством для зрителей, а зал с красными мягкими креслами — подмостками. Среди стульев и рядов, в партере, амфитеатре, даже на балконах артисты играют персонажей известной пьесы Людмилы Петрушевской. Обычно подиум выше зала и между артистами и публикой сохраняется дистанция. В спектакле «Московский хор» она нарушена. Более того, как бы нет актеров, а есть люди, которые просто живут и не думают о том, что за ними кто-то наблюдает. Режиссер и труппа сделали все, чтобы превратить эту историю в максимально близкую для каждого человека, включая самих себя.

Кресла зрительного зала, предназначенные для актеров, служат символом эпохи хрущевок Фото: предоставлено пресс-службой театра им. Маяковского

Они принесли портреты своих родственников, которые воевали в Великую Отечественную войну или были жертвами сталинских репрессий. Евгения Симонова появляется с портретом своего деда — Станислава Венедиктовича Станкевича, расстрелянного в 1937 году. Евгения Павловна родилась в Ленинграде, а стала москвичкой, поступив в театральное училище имени Бориса Щукина, как некогда после войны приехала в столицу ее героиня Лика. Она живет в большой коммунальной квартире, как многие москвичи в конце 40-х — начале 50-х. У каждого персонажа своя драма, каждый покалечен или войной, или системой, как героиня Татьяны Орловой Люба, или отчаянно пытается помирить всех и вся даже ценой собственных интересов.

Время действия спектакля — первые годы правления Никиты Хрущева. Осталось полшага до начала «оттепели». Люди не могут находиться под одной крышей, потому что слишком много горя, обид, несчастий помнят их сердца. Татьяна Орлова играет яростную сталинистку, пишет письмо Хрущеву, в котором требует отдельную жилплощадь, и «стучит» на своих соседей, которые мешают ей жить и строить коммунизм.

Кресла зрительного зала, предназначенные для актеров, служат символом эпохи хрущевок. Когда практически каждому выделили хоть и плохонькую, но свою квартирку, свой стульчик. И, судя по жизни персонажей, эти панельные серые дома были для людей островком покоя и личного пространства. Только вот счастливыми советские люди в этих социальных квартирах почему-то не стали. Почему? Причин много, но главная из них в том, что победа в Великой Отечественной войне отняла у нашего народа много душевных и физических сил, любимых и к личному счастью они морально не готовы.

Роль Саши, сына героини Евгении Симоновой, исполняет Михаил Евланов, получивший популярность в кино. У него несколько детей от разных браков, и все они при живом отце — сироты. Но он все еще не может успокоиться и по возможности ищет новые приключения. Он прошел войну, и неплохой человек, но стать главой семьи, ее опорой — не в состоянии. К тому же за то время, пока мужчины воевали, в стране наступил матриархат. Женщины во главе семьи, они все решат, и все от них зависит. В спектакле много персонажей. Представлены три поколения советских людей. При этом у каждого героя — своя тема, мелодия и свое место в этом «Московском хоре». 

Время действие спектакля — первые годы правления Никиты Хрущева Фото: предоставлено пресс-службой театра им. Маяковского

Большие портреты родственников участников спектакля, выставленные между рядами зрительного зала, напоминают современный «Бессмертный полк». Мы видим эти прекрасные лица наших дедов и прадедов, которые отдали жизни за то, чтобы мы с вами стали благополучными и по возможности счастливыми. Мы знаем, что их уже нет в живых. Помним их и любим. Они в наших сердцах. Но стали ли мы лучше, добрее, заслужили ли этот наш комфорт с большими отдельными квартирами и международным туризмом — большой и важный вопрос, который звучит в спектакле.

Зал обрамлен национальными флагами союзных республик СССР и несколькими — братских стран, в частности, ГДР. У нас была своя многонациональная держава, по которой многие сейчас тоскуют. Люди из республик приезжали в Москву учиться, работать, им выделяли жилплощадь, и они не чувствовали себя «лимитой» или «вторым сортом». Сейчас, увы, все не так. Но и тогда рая не было. Более того, судя по спектаклю, не чувствовалось и легендарной «оттепели». Возможно, потому что пока все жили в коммуналках и жили, мягко говоря, плохо и враждебно?

Одна из главных тем спектакля — отношение к Сталину в контексте дня сегодняшнего. Сталинистка Люба чудовищна и отвратительна. Она ненавидит всех и вся, даже собственных детей, но при этом ее права и требования безграничны и она уверена в своей морали. Таких «люб», которые пишут доносы на других людей, не дают никому спокойно жить, к сожалению, немало. Возникает вопрос: когда же мы заживем по-человечески и приблизимся к состоянию счастья?

Евгения Симонова основное время играет в солдатской шинели. Актриса так и говорит: «Сегодня я в шинели своего сына».

Читайте также: Премьера о влюбленных, которые пытались выбраться из ада, состоялась в Москве

Основная сцена «Маяковки» стала пространством для зрителей, а зал с красными мягкими креслами — подмостками
Фото: предоставлено пресс-службой театра им. Маяковского

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER