Город

Гостинице «Украина» исполнилось 62 года

В наши дни «Украина» выглядит так. На фото: знаменитая московская гостиница на фоне скульптуры «Аллегория воды» на Украинском бульваре
Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»
В наши дни «Украина» выглядит так. На фото: знаменитая московская гостиница на фоне скульптуры «Аллегория воды» на Украинском бульваре
Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»
25 мая исполнится 62 года с тех пор, как в Москве возвели гостиницу «Украина» — одну из семи знаменитых сталинских высоток, ключевых достопримечательностей города. Все они построены еще в эпоху СССР. Сейчас в столице продолжают возводить высотные здания. Какой отпечаток время наложило на архитектуру города и почему новые высотки не похожи на сталинские, разбирались эксперты «ВМ».

Знаменитые высотки, которые разбросаны по разным уголкам столицы, строили после Великой Отечественной войны в 1947 году. Планировалось, что в Москве будет не семь, а восемь зданий, которые станут символами восьми веков столицы. Одну из высоток возводили на территории парка «Зарядье», но так и не достроили из-за смерти вождя в 1953 году.

— Строительство высотных зданий стало важной частью амбициозного архитектурного проекта. Сталин решил застроить небоскребами всю Москву. Ему хотелось, чтобы город-герой по числу небоскребов мог бы соперничать с Нью-Йорком, — рассказывает москвовед Александр Васькин.

Однако масштабные планы так и не были реализованы. Все семь высоток, которые сегодня украшают столицу, выполнены в едином архитектурном стиле — сталинском ампире — и напоминают по форме кремлевские башни. А самая характерная черта — взмывающий в небо длинный шпиль, на конце которого сияет пятиконечная звезда.

— Зодчие, которые разрабатывали проекты высоток, предлагали оригинальные идеи и хотели, чтобы каждая из высоток обладала индивидуальными чертами. Но перед строительством прошел градостроительный совет во главе с Дмитрием Чечулиным, на то время главным архитектором Москвы. Он раскритиковал проекты коллег и поручил следовать замыслам Сталина, — включается в рассказ историк архитектуры, автор архитектурных проектов Денис Ромодин.

Кстати, места для строительства выбирали неслучайно. Высотки должны лаконично вписываться в контуры города и в то же время выделяться на фоне других зданий. Поэтому, например, главный корпус Московского государственного университета имени Ломоносова стоит не где-нибудь, а на Воробьевых горах, царственно возвышаясь над Москвой-рекой и стадионом «Лужники». То же можно сказать и об остальных шести высотках.

Был, кстати, проект и девятой высотки. В столице планировалось построить пятисотметровый Дворец Советов со статуей Ленина под облаками, который станет притягивающей «доминантой» города.

— Сегодня никакого Дворца Советов нет, а высотки строятся не в едином стиле, как тогда, а в различном исполнении. Ничего в этом плохого нет, ведь Москва всегда была городом эклектичным, в котором смешивались разные стили архитектуры, — считает Александр Васькин.

По его мнению, одной из ключевых высоток является гостиница «Украина» на Кутузовском проспекте. Ее строительство продолжалось в течение десяти лет. Основной сложностью была подтопляемая местность, на которой строили гостиницу.

— Чтобы заложить фундамент, специалистам пришлось выравнивать на этом месте грунт, поэтому возведение «Украины» завершилось только в 1957 году, — отмечает Ромодин.

1957 год. Гостиница «Украина» только появилась на территории района Дорогомилово. В середине XX века здесь было много деревянных домов, а не высоток Фото: PASTVU.COM

В Советском Союзе гостиницу передали в ведение известной туристической компании для того, чтобы разместить там автобусные группы туристов. Ведь «Украина» была больше и вместительнее, чем многие отели в центре города. Шло время — менялись тенденции. С началом хрущевской оттепели в СССР пришел интернационализм. Идея о солидарности народов коснулась не только политики. Архитектура тоже стала другой.

— Если внимательно посмотрите на современные высотки, то поймете, что они похожи по стилю. Многоэтажные здания из стекла и стали можно встретить в любом мегаполисе — будь то Москва, Лондон, Нью-Йорк, Дубай, — продолжает Денис Ромодин.

С приходом интернационализма новые высотки утратили национальную самобытность, считает он.

— Сегодня наши зодчие ориентируются на лучшие мировые образцы в строительстве высотных зданий. К примеру, «Москва-сити» — чем не деловой район Лондона или Парижа? Другой вопрос, что нынешний функциональный стиль делает небоскребы неотличимыми друг от друга.

А сталинские высотки ни с чем не спутаешь, — добавляет Александр Васькин.

Яркий пример интернационализма, веяниям которого архитекторы следуют и сейчас, — «дома-книжки» на Новом Арбате. Эти здания стали первыми в столице, которые построили в новом стиле.

Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что интернационализм в отечественном зодчестве — не порок. Хотя современные небоскребы не назовешь основными достопримечательностями столицы, они удачно вписываются в облик города.

— Как бы там ни было, но и сталинские высотки, и современные небоскребы создают неповторимый облик нашей столицы, в которой находится место всему: и памятникам прошлого, и достижениям современной архитектуры. И в этом уникальность Москвы, — заключает москвовед.

Читайте также: Фотоархив: Провиантские склады рассказывают об истории мегаполиса

В наши дни «Украина» выглядит так. На фото: знаменитая московская гостиница на фоне скульптуры «Аллегория воды» на Украинском бульваре
Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER