«Тигры» играют джаз: как появился самый возрастной в России оркестр
Старшему музыканту джазового оркестра 82 года, младшему 64, но на их музыку слетаются люди всех возрастов. Корреспондент «Вечерки» встретилась с создателем джазового оркестра — пианистом Стасом Ананьевым.
Выпускник Гнесинки Ананьев начал свою карьеру как классический пианист, затем подался в эстраду — более 10 лет проработал со звездами в Москонцерте. Сложные для всей страны 90-е годы изменили не одну жизнь. Пианиста Ананьева они привели в джаз.
— Мой приятель олигарх пригласил меня в круиз на своем пароходике по Средиземному морю. Но не одного, а с музыкантами, чтобы на каждой остановке, в Неаполе, в Марселе и так далее мы давали концерты. «Через два дня отплываем, — сообщил он, — бери команду. Паспорта сдадите, завтра получите загранпаспорта, визу. И поедем». Никакого оркестра у меня не было, но поехать хотелось. Вечером список моего первого оркестра из семи человек был готов.
Времена были бедные, безработные, поэтому музыканты собрались быстро. И мы стали играть джаз.
Вернувшись из круиза, музыканты решили работать вместе и дальше, играли на популярной в то время дискотеке «Лис’С», в известном кафе «Ностальжи», еще где-то... А пять лет назад неугомонный Ананьев решил собрать джаз-банд.
— Создал оркестр, если честно, из эгоистических соображений. Хотел научиться играть джаз. А у кого учиться, если не у носителей? Выбрал самых маститых, 17 апреля 2014 года состоялся первый концерт.
Маститые музыканты все как один оказались активными, веселыми, готовыми к приключениям, несмотря на возраст — всем было за 60. Название нового проекта — «Старые тигры» — тоже Стас придумал.
— Мы старые, беззубые, но играем джаз. Это тигриный характер. Как же еще нас называть? Львы вальяжные, ленивые, а тигры — неунывающие и сильные. Вот и мы такие! Репертуар у «тигров» неограниченный, ведь в копилке каждого музыканта — огромное количество музыкальных произведений, накопленных за десятки лет на сцене. Один начнет, а коллеги подхватят. Встречаются «тигры» только перед концертами, репетиций у них не бывает.
— Если ты за 40 лет ничего не наиграл, ничему не научился, то репетировать уже поздно, — говорит Ананьев.
Сегодня в коллективе 12 музыкантов, но полным составом оркестр выступает редко. Чаще — трио или квартет и единственная в джаз-банде женщина — певица Ирина Салнова. Как и положено артистке, она старается выглядеть на сцене ярко.
— Вообще-то в джазе не принято обращать внимание на внешнюю сторону, люди расслабляются, — поясняет вожак «тигров». — А когда музыкант переодевается несколько раз за концерт, это принимает характер шоу. Но я ее не ругаю, за что меня и критикуют истинные ценители джаза.
Но, во-первых, Ирина у нас артистка по образованию, а во-вторых, публике приятнее ею любоваться, чем на нас, стариков, смотреть...
Последнее утверждение — кокетство. В вечер нашей встречи с музыкантами их пришли послушать студенты из Испании и Германии, служащие из Англии и Америки, туристы из Франции и Израиля.
— Это место мне порекомендовал друг, который учился в Москве, — рассказывает 34-летний американец Джек Петер, — я сразу запланировал поход на концерт «Старых тигров», и я в восторге! Это же настоящий джаз! Скоро моя поездка закончится, но я буду слушать их в интернете.
Наш разговор — музыка. 76-летний саксофонист Геннадий Кренделев преображается, глаза его блестят, щеки румянятся: кажется, музыка делает его лет на двадцать моложе. 64-летний контрабасист Олег Добронравов включается в игру, музыка заполняет зал.
— Круто лабают, — шепчет один из зрителей товарищу, тот машет на него рукой — мол, что тут говорить! Когда играют «тигры», надо слушать и ловить кайф.