Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Иосиф Райхельгауз: Я не ставлю античные драмы, мне интересен мир современного человека

Общество
Иосиф Райхельгауз: Я не ставлю античные драмы, мне интересен мир современного человека
Автор спектакля Иосиф Райхельгауз перед показом спектакля «На трубе» в театре «Школа современной пьесы» в Москве / Фото: Владимир Вяткин/РИА Новости
Так получилось, что день рождения театра «Школа современной пьесы» и день рождения его основателя — режиссера Иосифа Райхельгауза не сильно разнесены во времени. Поздравив именинника, мы задали ему несколько вопросов.

 — Иосиф Леонидович, театр вернулся в свое историческое здание на Трубной площади. Рады этому?

— Конечно. Теперь у нас три сцены — «Эрмитаж» на 400 мест, «Зимний сад» на 200 мест и «Белый зал» для камерных постановок на 50 зрителей: это своего рода экспериментальное поле. Так как сцены независимы друг от друга, зритель может выбрать, куда идти. Запланирована «Летняя сцена» на 800 мест — мэрия Москвы сделала нам этот подарок в честь 30-летия театра.

 — Кто зритель «Школы современной пьесы»?

— Наш зритель тот, кто идет сегодня по Неглинке: реальный человек, ищущий ответы на сложные личные вопросы. И ответы эти он может получить не из классики, а именно из современных пьес. Билеты раскупаются!

— А «лаборатории» в ШСП есть?

— У нас пять театральных мастерских ГИТИСа, у нас проходят читки, конкурсы. Есть и программа «Кафедра», и семинар «Драматурги под крышей ШСП». Много интересного для роста и развития. Мы давно уже создали конкурс «Действующие лица» и каждый год ставим пьесы молодых режиссеров.

 — Вы родились в Одессе, много кем работали, были даже электрогазосварщиком: дал ли вам что-то этот опыт или обошлись бы?

— Любого человека формируют обстоятельства, среда. Мне очень повезло с местом рождения: Одесса — это море, это место, где перемешаны все языки и национальности… Я столкнулся там с замечательными художниками, в частности с известным сценографом Михаилом Борисовичем Ивницким, которого потом привез в «Современник», в БДТ. Эти люди — настоящая русская интеллигенция, и именно они привили мне любовь к чтению. Лет в 13 я стал понимать, что очень многого не знаю. Много читал, фантазировал — а потом вдруг понял: мечты сбываются.

Знаете, я тогда жил в очень скромной квартире, но представлял, что живу в отдельном доме, на земле, среди берез… Все получилось! Годы спустя. Или — иду по зарубежному городу — думаю, почему бы нашему театру не приехать сюда на гастроли! И приезжаю.

А насчет электрогазосварщика… Папа сказал когда-то: «Надо пойти и получить нормальную профессию». Вот я и пошел. Хотя к тому времени мои рассказы уже печатали в местной газете «Комсомольская искра», но разве это была профессия? Опыт электрогазосварщика оказался очень полезным: он был для меня всегда некоей точкой отсчета. Иногда думаешь: ну вот ты опоздал на самолет из Парижа в Барселону, а мог бы сидеть в Одессе и сваривать железяки. Понимаете, о чем речь?

— В 1964-м вас отчислили из Харьковского театрального института «за профнепригодность», а в 1966-м та же история произошла в Ленинграде, вы стали рабочим сцены… Почему тогда «не разглядели» в вас режиссера?

— Я полвека преподаю, и сам часто выгонял кого-то, не брал… Может быть, когда меня отчисляли, эти люди и были правы, не знаю. Наверное, по каким-то критериям я не подходил им тогда. Но никаких обид! Если бы случилось как-то иначе, возможно, я бы не встретился со своей женой… тут же целая цепочка событий.

 — И все же в 1968 году вы поступили в ГИТИС, работали в студенческом театре МГУ. Какие самые яркие впечатления тех лет?

— Я ставил там спектакли, что называется, вслед выдающимся режиссерам. Вот у Любимова шел спектакль «Павшие и живые», и я тут же поставил спектакль со стихами погибших поэтов. А у Эфроса шел «Снимается кино» по пьесе Радзинского — я в своем спектакле играл ту же роль, что у Эфроса сыграл Ширвиндт. Мне хотелось доказать публике, что я не хуже, и успех действительно пришел, моя фамилия появилась в газетах.

 — Вы довольно долго «кочевали» по московским театрам, а в 1989-м основали свой, где ставите только современную драматургию. По какому принципу отбираете пьесы для постановок?

— Пьеса должна иметь отношение к жизни людей, которые покупают билеты. Человек хочет есть — идет в ресторан. Хочет спорта — на стадион. А когда у человека болит душа, он идет в театр. Кто-то — в храм… Но наш зритель понимает, что бог находится внутри него самого, ищет сопереживания, понимания, эмоционального поощрения… Мне нужны хорошие пьесы, написанные здесь и сейчас. По-русски.

Я не ставлю Шекспира, Мольера, античные драмы… Мне интересен мир современного человека, а не того, кто жил двести лет назад. Поэтому я ставлю пьесы Евгения Гришковца, Людмилы Улицкой, Григория Остера, Виктора Шендеровича.

 — Вы готовите к выходу книги — театральные байки «Игра и мука» и записки путешественника «Прогулки по бездорожью — 2»…

— Да, страсть к литературе не оставляет. Что касается травелога «Прогулки по бездорожью», то я вместе с моим другом Анатолием Чубайсом участвую в экспедициях по фактически непроходимым местам земного шара.

Например, пустыню Такла-Макан в Китае мы пересекли на квадроциклах, очень сложное болото в Монголии — на багги (специальный внедорожник. — прим. «ВМ»), половину Белого моря прошли на гидроциклах… А Байкал прошли вдоль, а не поперек — по льду, на снегоходах. Прошли отрезок Северного морского пути по Кольскому полуострову. Мы осваивали Новую Зеландию, Эфиопию, Иорданию, Кубу, Мексику, Казахстан, Туркмению, Иран… много чего. Вот об этом и будет книга.

 — В спектакле «Монолог» вы называете себя счастливым человеком…

— А я и есть счастливый человек! Когда мне сказали, что осталось жить всего ничего, хотя потом и капитально «починили», я стал вспоминать… Сколько же всего интересного в жизни было! Судьба подарила мне встречи с выдающимися людьми — писателями, поэтами, драматургами, актерами, режиссерами! Сергей Юрский, Булат Окуджава, Михаил Глузский, Любовь Полищук, Олег Табаков, Алексей Петренко, Лев Дуров… всех не перечесть. И это счастье. Как и моя любимая работа в театре — счастье. У меня крайне мало времени, а успеть нужно еще так много!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.