Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Владимир Богомолов: писать правду и жить не по лжи

Общество
Владимир Богомолов (3 июля 1924 — 30 декабря 2003) привнес в военную прозу щемящую ноту человеческого сострадания и неизбывной, растянутой во времени грусти по готовой в любой момент прерваться юной (герои Богомолова молоды, как и он сам в то время) жизни. В сущности, он как большой писатель по-своему «закрыл» военную тему тремя ставшими классическими произведениями: повестями «Иван», «Зося» и романом «Момент истины» («В августе сорок четвертого»).

Если «Иван» — это реквием по сгоревшим в огне войны поколениям, а «Зося» — элегия о пробуждающихся в вырвавшихся на короткий срок из фронтового ада солдатах романтических чувствах, которыми они в силу неопытности (со школьной скамьи — на передовую) не знают, как распорядиться, то «Момент истины» — это гимн интеллекту, остроте ума, аналитическому таланту, мужеству и глубочайшему профессионализму контрразведчиков-смершевцев. Но, помимо перечисленного, это еще и высший момент истины, развернутый план действий государственной машины, решающей с помощью Таманцева, Алехина, Егорова и прочих вовлеченных в операцию лиц неразрешимую, на первый взгляд, проблему обнаружения иголки (уникально подготовленной вражеской разведгруппы) в стоге сена — огромной территории на подступах к Восточной Пруссии.

Автор как бы растворяется не только в своих героях, но и в жестоко-эффективной государственной машине, не противопоставляя их, как многие представители «лейтенантской прозы», а спокойно констатируя их равнозначную нацеленность на общее (победа над врагом) дело.

Владимир Богомолов: писать правду и жить не по лжи 27 мая отмечается Всероссийский день библиотек. / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Этого-то как раз и не могли простить писателю либеральные критики и литературоведы, по-солженицынски заточенные на ненависть к СМЕРШу и всему связанному с кровавым НКВД. Отсюда и пошли разборки с биографией Богомолова, поиски нестыковок в архивных документах о его прошлом, сомнения в его профессиональной квалификации. Писателя даже подозревали в «социальном заказе» со стороны КГБ на создание агитки во славу СМЕРШа и (опосредованно) сталинско-бериевских методов руководства советской контрразведкой.

Но Богомолов был бронированным (метафора Солженицына) фронтовиком, прошедшим огонь, воду и медные трубы, отведавшим славы (он чуть было не стал Героем Советского Союза за форсирование Днепра, ему пришлось нырять с лодки в ледяную воду, чтобы поднять со дна сейф с секретными документами, поэтому первыми на другой берег высадились другие солдаты) и тюрьмы, ни в грош не ставившим награды, премии и прочие знаки отличия. В советском понимании он был опасным чудаком, отказывающимся от многих жизненных благ: принципиально не вступал в Союз писателей, конфликтовал вплоть до снятия своего имени из титров с кинорежиссерами, включая таких, как Андрей Тарковский, считал себя непубличным человеком, отказывался от переводов на иностранные языки, если в тексты пытались внести «корректирующие» в отношении описываемых событий правки, не признавал никаких над собой авторитетов, не следовал общепринятым правилам и никогда не наступал на горло собственной песне. Его жизненным кредо были, с одной стороны, солженицынский («не верь, не бойся, не проси»), а с другой — булгаковский («придут и сами все дадут») принципы. Хотя в следовании им Владимир Богомолов пошел дальше — он отказывался брать, когда давали.

Без этого писателя правда о великой войне была бы неполной. Его герои — Иван, Таманцев, Алехин, генерал Егоров и прочие — заняли достойное место в пантеоне литературы о Великой Отечественной войне, а сам Владимир Богомолов стал признанным классиком, доказавшим, что и в СССР можно было писать правду и жить не по лжи.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.