Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Геннадий Бочаров: Сожаления и муки ветерана журналистики

Общество
Геннадий Бочаров: Сожаления и муки ветерана журналистики
Лекция Геннадия Бочарова в школе юнкоров газеты «Вечерняя Москва». / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»
В интервью «ВМ» журналист, писатель и сценарист Геннадий Бочаров признался, что самую большую «дозу» стресса получает, работая над текстом. С этим не сравнится ни одна, даже самая опасная командировка.

— Геннадий Николаевич, как вы думаете, сейчас в журналистике больше стрессов, чем раньше?

— Не уверен. Ведь стресс журналиста — в попытке добиться впечатления читателей. Чехов возбуждал лирический стресс у читателя, как бы дико это ни звучало, очень спокойными словами. Вот этого достичь крайне сложно. Честно признаюсь, я пишу долго, медленно и тяжело. И до сих пор вручную: переписываю по 5–6 листов, правлю, правлю. В итоге на каждый очерк у меня уходит по 18–20 суток! Сегодняшние журналисты не переживают того, что переживали и я, и мои коллеги: Василий Песков, Ярослав Голованов, Инна Руденко, Толя Аграновский — наш отряд. Сейчас нет журналистики в том понимании, в каком знали ее мы. Журналистика лишилась очень многого. Мы опирались и на свои состояния при написании материалов, и на тысячи писем, которые получали от читателей. В них были потрясающие человеческие исповеди. Это как раз и есть тот самый стресс читателей. Сегодня его нет.

— Почему все лучшее журналистика растеряла, как считаете?

— Сейчас размыто понятие логики, культуры фразы, языка, сюжета. Журналистика сегодня строится не на сюжетах, а на каких-то арифметически-геометрических рассуждениях, без осмысления. Ушло понимание причинно-следственных связей. Погибло столько-то человек, перевернулся такой-то поезд... Я всегда старался описать, что чувствовал человек, попав в экстренную ситуацию, мне важен сюжет. Сейчас, к сожалению, сюжетно умной журналистики быть не может. Она размыта сюжетами жизни. Нелепейшими, трагическими, повторяющимися. Из месяца в месяц, из десятилетия в десятилетие. Журналистика не в силах соперничать со всем этим. Ее энергетика уходит.

— Значит, все-таки источник вашего профессионального стресса — это писательство как таковое?

— У меня есть очерк «Что человек может» о жуткой трагедии в Ереване в 1974 году, когда троллейбус упал с моста в озеро, и рекордсмен мира по плаванию Шаварш Карапетян сумел спасти 20 человек. Вы понимаете, как важно было передать его состояние, когда он, например, в очередной раз ныряя, порезанный стеклами разбитых окон, схватил в мутной воде не очередного человека, чтобы всплыть с ним, а кресло, потеряв из-за этого еще одну жизнь... Как найти слова?

Еще был случай под Омском: ехали курсанты военного училища в поезде. С ними в купе сидели две красивые девушки. Флиртовали, шутили. И вот начался пожар. Парни бросили девушек и убежали. Девушки остались живы, но их сильно изуродовало. В своем очерке я не ругал парней, а нашел самые спокойные слова, которые вместе с тем убили их как людей чести.

— И что, даже опасные командировки менее стрессовые?

— Ох, где меня только не носило: Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Афган, Африка, я три раза горел в самолете над Бермудским треугольником, попадал в совершенно дикие истории. Я с огромной радостью всегда улетал в командировку, но к ее концу, какая бы она ни была, меня огорчало все — цвет неба, голоса друзей. Потому что я вспоминал, что все, что увидел, услышал и испытал, надо описать.

СПРАВКА

Геннадий Бочаров родился в 1935 году. В его послужном списке сотрудничество с «Комсомольской правдой», «Литературной газетой», «Известиями», «Российской газетой» и другими изданиями. Автор документальных книг, в которых собраны его приключения и впечатления, а также очерки о выдающихся людях,с которыми он встречался, — Габриэле Гарсиа Маркесе, Константине Симонове и других. Член Союза писателей Москвы. Лауреат премии ВЛКСМ. В 2011 году удостоен Знака «Золотое перо» России.

Читайте также: Психолог рассказала, какие профессии больше других подвержены стрессу

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.