Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Легендарный автозавод обеспечил страну грузовиками и холодильниками

Общество
Легендарный автозавод обеспечил страну грузовиками и холодильниками
1924 год. Первый советский грузовой автомобиль АМО-Ф-15, выпускавшийся серийно заводом ЗИЛ, перед стартом автопробега Москва — Ленинград — Смоленск — Москва / Фото: Архив
2 августа исполнилось 103 года со дня закладки первого камня старейшего автомобильного завода в Москве.

Братья-миллионеры Рябушинские в 1916 году не могли знать, что из их идеи собирать в столице грузовики FIAT вырастет легендарный ЗИЛ.

2 августа 1916 года при большом стечении публики состоялись молебен и закладка первого камня в основание будущего завода по выпуску итальянских грузовиков в Тюфелевой роще Москвы. Договор с главным военно-техническим управлением империи заключили Сергей и Степан Рябушинские. Контракт был на 27 миллионов рублей, за которые купцы должны были изготовить и поставить в армию 1500 грузовиков FIAT-15.

Здание строили знаменитые архитекторы Александр Кузнецов и Артур Лолейт, впоследствии прославившийся как автор школы инженерных расчетов железобетонных конструкций. К 1918 году завод был готов на две трети, завезены пять сотен станков из США, но изготовить ничего не успевали. Пришлось закупить в Италии комплекты и начать «отверточную сборку» машин. Всего на заводе сумели создать 1319 автомобилей.

В августе 1918 года большевики объявили завод собственностью республики, здесь разместили ремонтные мастерские. В годы гражданской войны на предприятии чинили вагоны, грузовики и собирали керосиновые лампы. Первые средства появились в 1923 году. Моделью послужил тот же лицензионный FIAT 15 Ter.

Первая полуторка АМО-Ф-15 была собрана в ночь на 1 ноября 1924 года. Уже 7 ноября колонна из десяти автомобилей прошла по Красной площади на октябрьском параде.

— В 1927-м директором Завода имени Сталина был назначен Иван Лихачев, бывший матрос-балтиец, — напоминает историк Владимир Сидоров. — Вот только собирать грузовик АМО оказалось в десять раз дороже, чем купить в Штатах «Форд»!

Уже в 1934-м начался выпуск легендарного ЗиС-5 (обновленный лицензионный Autocar5S из США) и правительственных ЗиС-101 на базе Buick. В годы войны грузовики «пахали» на фронте и в тылу. В 1950-е создали знаменитые ЗиС-150 и бронетранспортер ЗиС-152, делились технологиями со странами социализма и Китаем. Сейчас на базе построенного в КНР «двойника» ЗиЛа вырос огромный Государственный автоконцерн Китая. Начался выпуск знаменитых холодильников ЗиС (ЗиЛ с 1957-го — прим. «ВМ»), любимых всеми хозяйками страны. Велосипеды, мопеды, автобусы — завод давал стране транспорт. Наиболее удачными и массовыми были грузовики ЗиС-151 и ЗиЛ-130. Под занавес деятельности на заводе трудились более 23 тысяч москвичей.

Сегодня власти столицы дали территории закрывшегося предприятия вторую жизнь — в виде жилого квартала.

Читайте также: Общественное пространство на территории ЗИЛ станет связующим объектом

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.