Укол зонтиком

Культура

…Элегантная дама в уже немодном красном спортивном костюме и в смешных бигудях под сеточкой чешет по весеннему парку… Приглядевшись, мы узнаем в нейКатрин Денев, все еще прекрасную, как охотница Диана. Сделав утреннюю разминку и покормив сруки белочку, героиня возвращается в свое гнездышко – уютную виллу владельца фабрики зонтов, который приходится ей по совместительству мужем…

М-м Сюзанна Пюжоль из тех, кого во Франции фольклорноназываютPotiche – Вазой. Причем дорогой и бесполезной про сути,служащей лишь украшением домашнего интерьера-VIP-жен. Именно так, кстати, назывался фильм во Франции до того, как попал в руки наших дистрибьютеров…

Но как бы покорная овечка Сюзанна, мать двоих взрослых детей неожиданно оказывается в вихре социальных волнений -после забастовки рабочих она вынуждена управлять фабрикой, т.к. ее мужа отстраняют от дел. Домохозяйка отважно берет бразды правления в свои руки и не боится приходить на переговоры с забастовщиками в бриллиантах…

Героиня вдруг, в лучших феминистских традициях, оказывается человеком действия, да и в личной жизни у нее не все так однозначно. В интересах делаона тайно посещает своего давнего друга, рабочего активиста Бабена (Жерар Депардье), с которым у нее случился как-то роман в кустах, и просит о помощи. Тот не может отказать былой страсти. И Сюзанна, как бы шутя и пританцовывая, заканчивает забастовку, милосердно повышает зарплату сотрудникам фабрики и затем, как говорится, до кучи, побеждает в соревновании с тем же Бабеном закресло депутата. Немая сцена.

Франсуа Озон, снимавший до того весьма мрачное кино, на этот раз обратился к периоду 70-х, времени большого социального оптимизма во Франции, а символом этого оптимизма назначил национальный символ Катрин Денев, поместив ее в привычную атмосферу зонтичного праздника – привет легендарным «Шербургским зонтикам».

Напомним, что десять лет назад именно Озон уговорил Денев украсить собой уникальный женский ансамбль в детективном ретромюзикле «8 женщин». И вот новое предложение, от которого Денев не смогла отказаться. И правильно сделала. Хотя за основу фильма Озон взял пьесу Пьера Барийета, но камерная театральность здесь не цель, а средство. Озон слишком кинематографист, чтобы уйти в эстетику четырех стен. И слишком насмотрен, чтобы не использовать свои ассоциации в новом проекте.

В «Отчаянной домохозяйке» он воплощает давнююнеосуществленную идею автора «Шербурских зонтиков» Жака Деми,который хотел снять мюзикл с Денев и Депардье на тему страстной любви пролетария и супруги владельца завода во время забастовки.

И лишь Озон предоставил такую возможность своим любимым актерам, поставив Денев задачу воздать, по сути, карикатуру на жену магната, который изменяет ей с каждым телефонным столбом. И актриса со всем блеском профессионализма и природной пластичностью плетет тончайшее кружево самоиронии, не боясь показаться неуклюжей, к примеру, в интимном танце с Депардье, который, как в пословице о старом коне не прочь еще раз проверить качество борозды… Но былая подружка вдруг оказывается соперницей в борьбе за народное счастье – и это для него сюрприз.

Эта Сюзанна совсем не простушка из «Женитьбы Фигаро». Ей хватит ума и наставить мужу рога, и привлечь на свою сторонуразгневанных пролетариев – причем сохраняя самое невинное выражение лица.Она прирожденныйдипломат и налаживает не только социальные, но и внутрисемейные связи в самых сомнительных ситуациях – когда оказывается, что ее сын встречается со сводной сестрой.Именно Сюзанна предлагает элегантное решение этой скользкой ситуации. А победанадБабеном на выборах вообще выливается в фейверк, настоящий народный праздник… Сюзанна-политик, как Денев-звезда, обречена на успех – в финале еепроход с песней сквозь толпу избирателейтонко пародирует саму систему политики, давно превратившейся в циничный шоу-бизнес.

И что особенно приятно, культура кадра здесь почти уникальна. Озон точно воссоздает стилистику 70-х вплоть до последнего зонтика и шарфика в кадре. При этом фильм не только постановочно вкусный и актерски прекрасный, но весьма актуальный, в отличие от довольно эстетских «8 женщин». Героиня Денев напоминает икону феминизма, а ее блудливый супруг – живую пародию на политиков-ходаков типа Берлускони и не только. Все это радостно на ходу считывается зрителем.

Но главная радость - похоже, Озон вернул нам классическую комедию французского разлива – со всей ее культурой: легкостью, изяществом,элегантностью, музыкальностью, шармом и остроумием – и при полном отсутствиивульгарности… Ну, а если Денев захочет завершитьсвою кинокарьеру именно этим фильмом – это будет блестящим и высшей степени красивым ходом.Круг замкнется… Девушка из Шербура, ставшая депутатом и фабриканткой, утерла нос всем мужикам. Иее нечеловеческая красота здесь вроде ни при чем.

Google newsGoogle newsGoogle news