Игра в четыре руки
Чтобы успеть в Сочи на фестиваль Юрия Башмета Денис Мацуев летел двое суток: сначала из Питсбурга в Амстердам, где у него был концерт, потом из Амстердама в Москву и уже оттуда – в столицу зимней Олимпиады.В Сочи он прилетел днем, успел порепетировать с камерным ансамблем «Солисты Москвы», а вечером блистательно исполнил программу плюс несколько номеров на бис (в том числе под овации публики с Юрием Башметом они сыграли в четыре руки). И сразу после концерта – опять в самолет.Поэтому задавать вопросы музыканту приходилось буквально на бегу – в перерыве между репетициями и отделениями концерта.[b][i]Сочи–Иркутск – города-побратимы[/i]– Денис, ваша жизнь – непрерывные перелеты, сколько времени вы проводите в воздухе?[/b]– Вы знаете, я действительно готов летать хоть каждый день. Позавчера у меня был концерт в Америке, вчера – в Амстердаме с Валерием Гергиевым, который, кстати говоря, прилетел туда из Сочи. Он был под огромным впечатлением от фестиваля, от оркестра «Новая Россия», которым дирижировал, от публики.В общем, жизнь в Сочи кипит, и по градусу, по некой химии, сразу чувствуется, что здесь происходит что-то настоящее.Из Сочи я улетаю в Иркутск – принимать Мариинский театр. Иркутск – это мой родной город, который я всегда помню и люблю. Сочи тоже мой любимый город. Он мне очень близок, у меня здесь много знакомых. Их на самом деле многое объединяет: здесь Черное море, там Байкал; это города великие во всех отношениях. И я даже думаю, что хорошо бы сделать что-то для них обоих как городов-побратимов.[b]– Чем сочинский фестиваль отличается от других музыкальных фестивалей?[/b]– Чем отличается? Во-первых, тем, что раньше здесь ничего похожего не было. А такой город, как Сочи, должен был иметь свой фестиваль, потому что это блестящий город, потрясающий регион. Я обожаю Сочи, с 81-го года каждый год здесь бываю, знаю все улицы, начиная от Мамайки и заканчивая Тоннельной и Вокзальной. Я обожаю Зимний театр, я бывал здесь 6-летним мальчиком с бабушками и дедушками, когда приезжал сюда отдыхать.Город, конечно, изменился за последнее время, и мы все понимаем, какое значение придается столице зимней Олимпиады. И это здорово, что в преддверии огромного события здесь происходит такое культурное потрясение, как фестиваль Башмета. Я очень благодарен Юрию Абрамовичу, который пригласил меня на свой фестиваль. Потому что об этом фестивале говорят не только в стране, но и за рубежом. Фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи – это уже международный бренд. Я думаю, не стал бы этот бренд больше, чем сама Олимпиада.Потому что все, что делает Башмет, это всегда гарантия качества и высочайшего художественного вкуса. Играть с ним, с его оркестрами – это большая честь…Возьмите его новогодние концерты, которые постоянно проходят 31 декабря в Зале Чайковского.Сейчас многие знаменитые музыканты устраивают новогодние концерты и делают это блестяще, но мне посчастливилось участвовать вот в этих концертах три или четыре раза подряд. Люди буквально за час раскупают билеты, потому что все знают, что фантазия у Башмета просто неописуемая. Он горазд на фантастические импровизации и сюрпризы и всегда с юмором все делает, с таким куражом в хорошем смысле слова.[i][b]От Моцарта до Шостаковича[/b][/i][b]– Что вы скажете о программе фестиваля?[/b]– Программа фестиваля очень рафинированная, тонкая, разнообразная, составлена с большим вкусом. В ней представлены и блестящее молодое поколение, и суперзвезды, например знаменитый камерный оркестр Берлинской филармонии. Их выступление – это вообще событие фантастическое.Мне кажется, что идея создать фестиваль на сплетении спорта и культуры возникла у Юрия Абрамовича не случайно.И это связано не столько с предстоящей Олимпиадой, просто у спорта и культуры много общего. Здесь можно найти очень много параллелей: дирижер – тренер, команда – оркестр. Очень много есть схожих вещей, связанных с тактикой и с интерпретацией произведения…[b]– А у вас есть любимый вид спорта?[/b]– А как же – футбол! И конечно же, здорово, что в нужное время и в нужном месте появился Юрий Абрамович Башмет, выдающийся наш музыкант, которого я обожаю. Я вижу, что здесь происходит чтото новое, необычное и потрясающее. Год от года этот фестиваль развивается, раскручивается. И я желаю этому фестивалю существовать и после Олимпиады. Потому что жизнь здесь будет продолжаться. Я говорю не только о спортивных, но и о культурных объектах. И, конечно, городу Сочи необходим концертный зал…[b]– Об этом говорили и Юрий Башмет, и Валерий Гергиев, да и мэр города Анатолий Пахомов двумя руками «за», но средств на культуру, как обычно, нет…[/b]– Вы знаете, это вообще наша беда, в нашей стране нет хороших концертных залов. В Москве остался один Зал Чайковского, потому что Большой зал консерватории на ремонте. В Доме музыки, к сожалению, играть не очень приятно, потому что там акустика плохая. Сочинский Зимний театр, где мы с вами находимся, один из самых любимых моих театров, я сюда ходил с пятилетнего возраста, обожаю это здание.Но акустика здесь – да, блестящая, потрясающая, но все-таки не для классической музыки, а для драматического театра. Нам нужны хорошие концертные залы.Пример Валерия Гергиева, который за 14 месяцев построил в Петербурге уникальный зал с гениальной акустикой, очень поучителен. Насколько я знаю, бюджет этого зала составил порядка 35 миллионов долларов.Почему бы нам не построить десять таких залов по всей стране? И в Сочи тоже.[b]– Ваши впечатления о сочинской публике?[/b]– Могу сказать, вот сейчас, в перерыве между отделениями, что атмосфера в зале замечательная. Здесь подготовленная публика, которая очень чутко слушает. Мы играли сегодня, в общем-то, не самый известный 17-й концерт Моцарта, и была гробовая тишина – я был поражен этим.[b]– В свою программу вы включили и Первый концерт Шостаковича, где звучат советские марши, спортивные мелодии…[/b]– Ну, не только спортивные, очень много всего сплетено в этом концерте – и юмор, и фарс, и в то же время какие-то скрытые мотивы, какое-то хулиганство там тоже присутствует. Даже улавливается таперская манера Дмитрия Дмитриевича – он в молодости играл в кинотеатре. Есть там и пародии на разные советские марши.Я думаю, что это один из самых веселых, но и один из самых сложных концертов для фортепиано с оркестром, несмотря на свою легкость, юмор, браваду…[i][b]Цена ошибки будет велика[/b][/i][b]– Сейчас все обсуждают новые стандарты образования, предложенные министром Фурсенко… Выдающиеся театральные деятели, балетные звезды, знаменитые музыканты – все как один выступают против этих нововведений. Что вы думаете об этом?[/b]– Этот вопрос возникал еще несколько лет назад… Я помню, как мы, участники первого фестиваля «Крещендо», в 2005 году пришли на прием к нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину. У нас было такое дружеское застолье, но мы затрагивали разные темы, в том числе и тему образования. Это нас сегодня очень тревожит, потому что наше образование, пожалуй, самое сильное, если мы говорим о музыкантах. Великое образование, я бы сказал. Эта модель: музыкальная школа – консерватория – аспирантура – это лучшее, что может быть. И вводить некие новшества, как бакалавриат, магистратура и прочие, абсолютно неуместно. Я говорю о музыкальном цехе в данном случае. И, конечно, мы все очень встревожены, потому что любое вмешательство в устоявшиеся каноны неизвестно к чему может привести.И я, и многие музыканты обеспокоены этим. В том числе мы также беспокоимся о будущем таких специальных музыкальных учреждений, как ЦМШ или Гнесинка. То ли их надо закрывать, то ли им надо будет начинать учить ребенка музыке с 12-летнего возраста – это, конечно, полный бред.Поэтому, если это будет принято, я думаю, что это будет огромная ошибка. Потому что талантливому, одаренному, гениальному ребенку нужно учиться музыке с самого раннего возраста, когда он впервые проявит свои способности.[b]– Интересно, состоялся бы Денис Мацуев как музыкант, если бы начал учиться музыке с 12 лет по инструкциям Минобразования?[/b]– Я в три года подошел к инструменту – пианино «Тюмень», как сейчас, помню. Наиграл одним пальцем мелодии из телевизионной программы. И родители сразу поняли, что я обречен на это дело. С тех пор я начал заниматься – и в музыкальной школе, и в училище, потом консерватория, аспирантура… Многие говорят, что талант всегда пробьет себе дорогу, но вы знаете, я бы не стал рисковать. И если вы хотите знать мое мнение, я абсолютно против этих новшеств.Вообще, у меня такое ощущение, что кто-то хочет, чтобы культура, которая в России является национальным достоянием, стала каким-то прикладным, развлекающим фактором. Я считаю, что это огромная ошибка.[b]– А есть что-то такое, что бы вы изменили в системе подготовки творческих специалистов?[/b]– Вы знаете, не надо ничего менять, у нас потрясающая система образования, нам сейчас надо думать о том, как сохранить наш уникальный творческий капитал, наш музыкальный цех. Ведь до недавнего времени в музыкальных школах были зарплаты 3–4 тысячи рублей в месяц.Я много езжу по России и знаю, что в некоторых провинциальных оркестрах до сих пор зарплата составляет 4–5 тысяч, и люди, в общем-то, из любви к искусству каждый день репетируют, играют. Без слез на это просто смотреть невозможно. Да, у нас есть потрясающие коллективы в Москве и Петербурге, ведущие наши оркестры.Но о провинциальных оркестрах не нужно забывать, потому что там тоже есть музыканты, которые очень здорово играют. Эти коллективы нужно поддержать.[b]Сочи–МоскваДосье «ВМ»[i]Денис Леонидович Мацуев [/i][/b][i](род. 11 июня 1975 года в Иркутске) – российский пианист.Заслуженный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2009 года.«Мы имеем дело с виртуозом «великой русской школы», который возвращает нас к эпохе великого Эмиля Гилельса: технические навыки Мацуева без преувеличения фантастичны, а его исполнение Рахманинова воистину пронизано «русской душой».[/i]