- Выключить коронавирус

Литографии и цвет

Вирусолог объяснил, когда в Москве отменят масочный режим

Коронавирус: главные события и цифры за сутки на утро 31 мая

Московские парки подготовились к приему посетителей с 1 июня

Не откладывай мечту: застройщики пошли навстречу москвичам, нуждающимся в жилье

«То же самое, что покинуть ООН»: что станет с ВОЗ после выхода из нее США

#БУДЬДОМА онлайн-линия психологической помощи

Сергей Собянин рассказал о смягчении ограничений в Москве

«Докторша или женщина-врач»: когда Россия заговорит на языке феминитивов

Жители Москвы не увидят полное солнечное затмение еще 100 лет

В Совфеде уточнили, кого будут штрафовать при отказе от вакцинации

«Государство нас не ласкает»: зачем артисты обращаются за господдержкой

Тишковец рассказал, когда в Москву придет устойчивое теплое лето

Цискаридзе предрек катастрофу театральному искусству в России

Врач предупредил об угрозе заражения COVID в ТЦ и салонах красоты

Подмосковный фермер рассказал, как правильно выбирать клубнику

Доктор Комаровский заявил о «глобальном разводе» в мире медицины

Литографии и цвет

125-летие Варвары Бубновой в ГТГ

ОЧЕНЬ немногих русских художников ценят на Западе, а особенно в Стране восходящего солнца. А вот авангардистку Варвару Бубнову (1886–1983) там чтили, в середине прошлого века она даже была признана лучшим литографом Японии. Сейчас в Третьяковской галерее на Крымском Валу можно посмотреть около 70 ее работ – из собраний ГТГ, ГМИИ им. Пушкина и частных коллекций. А также узнать подробности довольно интересной биографии Варвары Бубновой, между прочим, приходившейся тетушкой Йоко Оно, знаменитой вдове Джона Леннона.

В Японию художница попала в 1922 г., по семейным обстоятельствам. Ее родная сестра Анна вышла замуж за японца Сюнъити Оно (у него в 1933 г. появилась очаровательная племянница Йоко; когда она немного подросла, русская тетушка Анна учила ее музыке). Варвара Бубнова приехала навестить сестру, пробыть у нее планировала недолго. Но Япония очаровала художницу, и Бубнова задержалась там почти на 40 лет. Не последнюю роль, вероятно, сыграло и то, что жизнь в Советской России в те годы была очень нелегка.

Хотя на родине Варвара Бубнова всегда была востребована. Выпускница Петербургской академии художеств, она участвовала в авангардных выставках вместе с Гончаровой, Ларионовым и Малевичем. А еще работала в Историческом музее и Институте художественной культуры (ИНХУКе). Бубновой принадлежит и перевод с французского столь нашумевшего в начале века «Манифеста футуристов».

Однако работы японского периода, представленные на выставке, лишь отдаленно напоминают об авангардном прошлом Бубновой. По характеру они в основном спокойны и созерцательны – вполне в духе Страны восходящего солнца. Это пейзажи с местными видами, натюрморты, портреты японских знакомых, сценки из жизни интеллигенции («Играют на скрипке») и простых обывателей («Хозяин крестьянин»).

Все эти произведения в основном монохромные литографии. Когда Бубнова обратилась к этой технике, сами японцы считали ее чем-то прикладным. Русская художница открыла им богатые возможности литографии. Благодарные жители Японии не остались в долгу и наградили Бубнову орденом Драгоценной короны IV степени.

Сама же художница всячески пропагандировала в Японии русскую культуру. Писала статьи о русском искусстве для местных энциклопедий, преподавала русский язык и литературу – ее ученики выполнили лучшие переводы Пушкина на японский. А также иллюстрировала книги русских классиков (например, того же Александра Сергеевича) и советских писателей, выпускавшиеся на японском языке. Некоторые из этих изданий можно увидеть на выставке.

Другая часть работ Бубновой в экспозиции принадлежит уже к советскому периоду художницы – в 1958 г.

она все-таки вернулась на родину. Около 20 лет прожила у своей второй сестры в Сухуми и только под конец жизни, в 1979 г., вернулась в родной город, к тому времени носивший имя Ленинград.

Разница между «советскими» и «японскими» работами художницы довольно ощутимая. И не только потому, что «японские» произведения были в основном монохромны, а в «советских» возникает цвет – ведь в СССР у Бубновой не было возможности заниматься литографией, и она стала использовать акварель и пастель.

Изменилось само настроение. Люди на портретах, сделанных в Советском Союзе, заметно более напряжены, пейзажи тревожны. Зато отчетливей проявились авангардные корни художницы, сумевшей дожить до глубокой старости и соединившей в своем творчестве два века.

Выставка продлится до 3 июля

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

80179 +1855 (за сутки)

Выздоровели

180791 +2595 (за сутки)

Выявлено

2553 +76 (за сутки)

Умерли

Александр Хохлов 

С нами Бог и два парашюта

Камран Гасанов

Месть черных братьев

Полина Алексейчук

Маша съехалась с узбеком

Анатолий Горняк

Таксист, который тебя спас

Анастасия Заводовская

Как поссорился Трамп с «Твиттером»

Екатерина Рощина

Звезды против звезд, или Пауки в банке

Олег Фочкин

Как исправить прошлое

Идущие по следу Создателя: совершенный мир нуждается в постоянном совершенствовании

Аттестат без ЕГЭ

Информация в оболочке. Ученые считают, что благодаря вирусам зародилась жизнь

27 мая – День библиотекаря и борьбы с рассеянным склерозом