- Город

Как художники московской студии имени Грекова уже 85 лет пишут военную историю страны

Каких специалистов ценят в столице больше всего

Топ-5 грехов новой Мосгордумы

Синоптики спрогнозировали температурные аномалии по всей России

Ушаков озвучил главную цель встречи Путина и Зеленского

Спасти еду, чтобы спасти людей

Названа обладательница титула «Мисс Вселенная»

Время творить чудеса: в Москве собрали «Корзину доброты»

Как распознать редкие и дорогие монеты в своем кошельке

Назван главный цвет 2020 года

Пилотам, посадившим борт с Путиным, вручили пирог от шеф-повара Кремля

Врачи перечислили опасные для кишечника продукты

«Я очень по вам скучала»: София Ротару выступила в Москве

Названы профессии, приводящие к преждевременному старению

Валерия рассказала подробности ДТП с ее сыном

Как художники московской студии имени Грекова уже 85 лет пишут военную историю страны

Художники Илья Лебедев (слева) и Дмитрий Ананьев работают над диорамой, посвященной подвигу бойцов 6-й роты 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) гвардейской воздушно-десантной дивизии

ФОТО: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

29 ноября исполнилось 85 лет со дня основания Студии военных художников имени Митрофана Грекова. В гости к художникам-баталистам отправился корреспондент «Вечерней Москвы».

По картинам живописцев студии Грекова можно изучать военную историю России. Полотна их видели почти все, если не в музеях, то в книгах и учебниках точно. Широкой публике творчество грековцев прежде всего известно по масштабным диорамам, например «Штурм Сапун-горы» и «Сталинградская битва». И это неслучайно, ведь учителем основателя студии, художника-баталиста Митрофана Грекова, был Франц Рубо, создавший знаменитую панораму «Бородинская битва».

— Не стоит думать, что наши художники заняты только битвами и взрывами. Военные — такие же люди, как и все, со своими заботами, мечтами, поэтому в своих картинах живописцы часто обращаются к теме армейского быта, которая очень широка и неисчерпаема, — говорит заслуженный художник России Михаил Полетаев.

Для студии он написал очень лиричную картину о воспитанниках Соловецкой школы юнг. Ее открыли в 1942 году, чтобы пополнить военный флот квалифицированными моряками. Молодые ребята в морской форме и бескозырках сидят в шлюпке. Весла направлены вверх и рождают ассоциации со свечами. У них за спиной — туман. На берегу спиной к зрителю изображена женщина с ребенком. Рука ее замерла в жесте крестного знамения. Рядом с женщиной — камень, отсылающий к путеводным камням из русских сказок и былин.

— Юнги поступают подобно витязю на распутье, который из всех путей выбирает тот, что ведет прямо. Их ждут серьезные воинские испытания, но они тверды в своем решении и не отступят, — объясняет значение символа Михаил Полетаев.

Грековцы постоянно обращаются к событиям Великой Отечественной войны. Но не ускользает от чуткого взгляда художников и современность. Вот с картины смотрит на зрителей боец в тропической форме с пулеметом. Рядом техники подвешивают к самолету бомбу, на которой мелом написано: «За наших!» Ошибиться невозможно — это Сирия, авиабаза Хмеймим. Вместе с летчиками, военной полицией, бойцами спецназа на передовой борьбы с терроризмом находятся и живописцы. Картины их удивительно документальны.

— Приходится слышать критику, будто бы студия застряла во времени. Но это не так. Одна из главных задач художников — сохранить наследие, реалистическую школу живописи, заложенную Грековым. А это большой труд, — считает Михаил Полетаев.

Одни из тех, кто продолжает сегодня традиции создания диорам, — молодые художники Илья Лебедев и Дмитрий Ананьев. Они работают над, без преувеличения, эпичной диорамой, посвященной подвигу Шестой роты псковских десантников в Чеченской республике. На картине изображен критический момент боя, когда десантники перешли к рукопашной схватке с бандитами. В ход пошло все, что можно: автоматы, ножи, каски, кулаки...

— Мы не стремились к безусловной документальности. Нашей задачей было передать атмосферу этого тяжелейшего боя. Люди в бою постоянно перемещаются, и мы попытались схватить один из таких моментов, — поясняет Лебедев.

Полотно картины написано. Звуковое оформление со взрывами и стрельбой помог сделать композитор Марат Файзуллин. Как только диорама будет полностью готова, она обретет постоянное место жительства в Рязанском гвардейском училище Воздушно-десантных войск.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Буздыган, директор Департамента культуры Министерства обороны Российской федерации:

— Студия имени Грекова — это большая жемчужина в короне армейской культуры, потому что работа художника — это не только описание и передача времени, но и работа, имеющая огромное значение в деле патриотического и духовного воспитания подрастающего поколения военнослужащих. Художники воссоздают важные исторические события в жизни нашей страны.

Грековцы принимают активное участие и в проектах, которые направлены на сохранение российского и мирового культурно-исторического наследия.

СПРАВКА

История студии имени Грекова берет свое начало 29 ноября 1934 года, когда указом народного комиссара обороны Климента Ворошилова была организована изомастерская само деятель но го искусства в память о первом советском художнике-баталисте Митрофане Борисовиче Грекове. Работы художников батальной тематикой не ограничиваются. Особое место в их творчестве занимают образы государственных и общественных деятелей, актеров, ученых и спортсменов.

Читайте также: Редкий портрет молодого Моцарта продали за четыре миллиона евро

Новости СМИ2

Ольга Кузьмина  

120 тысяч долларов за банан. К сожалению, съеденный

Анатолий Горняк

Петросян женился. Какие тут шутки

Никита Миронов  

Банкиры, хватит обирать стариков

Екатерина Рощина

Заклеить «непристойность» стикером

Ольга Маховская, психолог

Подарок должен быть круглым. Остальное — детали

Игорь Воеводин

Маршал Конев и пустота

Олег Капранов

Что общего у соцсетей и порно

Генерал Мороз был предателем. Правда и мифы о Битве за Москву

Построили стену из кирпичей собственного производства

Правильно распределяйте свое время на экзамене

Чтобы попасть в мишень нужны не глаза, а чувства